Еврейские ветераны римской армии, а не Шимон Бар-Кохба, возможно, поначалу возглавили восстание Иудеи против римлян во II веке, известное как «восстание Бар-Кохбы».
Восстание, начатое возмущенными евреями, протестовавшими против решения императора Адриана построить на руинах Иерусалима город, посвященный Юпитеру, — одно из событий, связанных с еврейским праздником Лаг ба-Омер, отмечаемым в этом году 15-16 мая.
Хотя руководство восстанием традиционно приписывается Шимону Бар-Кохбе, историк Хаггай Ольшанецкий из Варшавского университета в своей недавней работе предположил, что восстание начали опытные ветераны римской армии, и только позже фанатик-экстремист Бар-Кохба взял бразды правления в свои руки.
По словам Ольшанецкого, его версия может объяснить огромное количество исторических загадок, которые окружают восстание. К их числу относится, например, почему в исторических источниках о Втором еврейском восстании не упоминается ни один лидер, почему восстание сначала было успешным, а затем провалилось, и каков был его географический охват.
«Одна из моих основных областей исследований посвящена евреям, служившим в древних армиях, в том числе в римской», — сказал Ольшанецкий в интервью Times of Israel, посвященных его статье, опубликованной в журнале Palestine Exploration Quarterly в декабре.
Доктор Хаггай Ольшанецкий из Варшавского университета
«Когда я просматривал источники, то наткнулся на отрывок о том, как евреи, изготавливавшие оружие для римской армии, иногда могли оставить часть для себя, что вызвало множество вопросов», — говорит историк.
Ольшанецкий ссылался на труды римского историка Диона Кассия (ок. 165-235), написавшего 80-томное изложение истории Рима, включая Второе восстание евреев, которое закончилось примерно за 15 лет до его рождения.
«Они специально сделали оружие плохого качества, чтобы римляне его отвергли, а они сами могли им пользоваться», 1 говорится в одном из отрывков, посвященных этому событию.
Ольшанецкий пояснил, что большинство римских историков склонны изображать империю всегда победоносной, и поэтому очень важно, что Кассий признал: еврейские мастера-оружейники и солдаты могли контрабандой провозить оружие, — это намек на то, что на самом деле происходило на местах.
«Мне кажется, что в целом его труды настолько уникальны, потому что он пытался говорить то, что не разрешалось говорить. Римская империя подвергала цензуре известия, приходившие из Иудеи».
Рассказ Диона — единственный исторический источник, в котором содержится подробная хроника восстания Бар-Кохбы. При этом имя Бар-Кохбы (или Бар-Косибы, как его называли в еврейских источниках) в его труде не упоминается.
По мнению ученого, одной из главных загадок, связанных с восстанием Бар-Кохбы, является тот факт, что ни в одном римском источнике не упоминается его предводитель. Это озадачивает Ольшанецкого, поскольку римские историки, как правило, рассказывали о восстаниях против империи, подробно описывая их вождей.
Еще одна загадка, которую давно пытаются решить историки, — географические масштабы восстания. «Монеты Бар-Кохбы, один из основных источников знаний о том времени, были найдены только в небольшой части территории Иудеи. В то же время туннели, построенные во время восстания, были обнаружены во многих других местах, и у нас есть документы, оставленные беженцами в Иудейской пустыне, которые указывают на то, что восстание охватило более обширные земли».
В Галилее, например, археологи обнаружили подземную инфраструктуру, относящуюся к соответствующему периоду. Однако ни монет, ни следов разрушения обнаружено не было.
По мнению исследователя, это свидетельствует о том, что римляне не завоевывали галилеян силой, как они поступили впоследствии с Иудеей. «В документах, найденных в Иудейской пустыне, перечислены несколько еврейских поселений, жители которых поначалу участвовали в восстании, а потом сложили оружие. Я считаю, что произошло нечто такое, что заставило их переметнуться на другую сторону, и римляне даже не стали их наказывать. На мой взгляд, эти поселения не приняли лидерства Бар-Кохбы».
Неуступчивость Бар-Кохбы могла оттолкнуть многих из первоначальных сторонников восстания, считает Ольшанецкий.
Будучи еврейским фанатиком, Бар-Кохба вряд ли ранее служил в римской армии (если бы служил, то еврейские источники наверняка бы об этом упомянули, считает Ольшанецкий). И даже когда он упоминается в еврейских источниках, Бар-Кохба описывается в противоречивых терминах.

Согласно Иерусалимскому Талмуду, великий мудрец раби Акива (который был убит римлянами вскоре после восстания) считал, что Бар-Кохба может быть Мессией.
«Когда раби Акива увидел Бар-Кохбу, он сказал: это царь Мессия», — гласит талмудический текст (Таанит 4:5).
Бар-Кохба также описывается как человек, выдававший себя за Мессию.
Однако несколькими строками далее в том же трактате описывается негативное отношение мудрецов к Бар-Кохбе, когда он потребовал от своих людей отрезать палец, чтобы доказать свою верность (калечащие операции строго запрещены еврейским законом).
«Мудрецы спросили: до каких пор ты будешь превращать Израиль в ущербных людей? Он ответил им: как можно будет проверить их?» — говорится в тексте.
По мнению Ольшанецкого, факт чеканки монет, которая требовала уверенного контроля над территорией, свидетельствует о том, что начало восстания было очень успешным.
Кроме того, основываясь на записях о передвижении войск, ученый утверждает, что восставшие полностью уничтожили до двух римских легионов, то есть от 5 000 до 12 000 солдат.
Ольшанецкий объяснил, что монеты восстания Бар-Кохбы начали чеканить именно в тот момент, когда галилеяне решили прекратить свое участие в нем, что объясняет, почему в Галилее не было найдено ни одной монеты.
Монеты, отчеканенные во время восстания, также позволяют предположить, что Бар-Кохба был не единственным лидером восстания.
На некоторых монетах, отчеканенных в 132 г. н. э., стоит имя не Бар-Кохбы, а Элазара из Модиина, который сначала был его союзником, но вскоре был убит Бар-Кохбой, возможно, из-за того, что стремился договориться с римлянами.
Три года спустя Бар-Кохба был убит римлянами. Это произошло во время осады Бейтара — города, который был стерт с лица земли, что положило жестокий конец восстанию.
По словам историка, во время первой части восстания «римляне несли огромные потери». «Если бы восстание не было успешным, оно не смогло бы нанести столь значительный урон самой оснащенной, хорошо обученной и опытной боевой машине в мире».
По мнению Ольшанецкого, первые успехи восстания указывают на то, что поначалу еврейское руководство состояло из обученных бойцов: «Еврейским лидерам восстания помог предыдущий опыт службы в армии. Так было и во время восстаний Хасмонеев, когда евреи, служившие в армии Селевкидов, затем выступили против нее».
По словам Ольшанецкого, тот факт, что евреям даже разрешили производить оружие, означал, что империя им доверяла. Вопреки распространенным мифам, служба в римской армии оставалась популярной среди евреев: «У нас есть свидетельства того, что служба в армии была распространена до Второго еврейского восстания и тем более в III и IV веках нашей эры. Даже Талмуд намекает на это».
Среди прочего, Талмуд упоминает, что рабби Элеазар III века, сын героя Лаг ба-Омера Шимона Бар Йохая, тоже служил в римских войсках в течение некоторого времени.
«Служба в армии также позволяла получить римское гражданство, которого не было у большинства евреев в Эрец Исраэль, и, следовательно, повышала социальный статус семьи», — говорит Ольшанецкий.