После серии переговоров представители ультраортодоксальных фракций ШАС и «Дегель а-Тора» вечером в среду одобрили упрощенную версию плана призыва харедим, предложенного депутатом от «Ликуда» Юлием Эдельштейном, что в последнюю минуту предотвратило предварительного голосования о роспуске Кнессета.
Хотя обе фракции приветствовали этот план как «сохранение статуса студентов ешив», которые до недавнего времени были освобождены от военной службы, очевидно, что он значительно ужесточает меры в отношении уклоняющихся от призыва по сравнению с тем, на что ранее были согласны харедим, и вызвал резкую критику со стороны резервистов и оппозиционных политиков.
Бывший премьер-министр Нафтали Беннет назвал соглашение «сокрушительным ударом по резервистам», который «сократит призыв харедим», а председатель партии «Демократы» Яир Голан раскритиковал Эдельштейна, назвав его «бумажным тигром».
«То, что выглядит как санкции, на самом деле не является таковыми. Это стимул для ультраортодоксальной молодежи оставаться в ешиве, и только», — заявил Голан на пресс-конференции в четверг днем.

В центре нынешнего кризиса лежало недовольство ультраортодоксального истеблишмента Эдельштейном, который, будучи председателем влиятельного комитета Кнессета по иностранным делам и обороне, долгое время блокировал принятие поддерживаемого правительством законопроекта, закрепляющего широкое освобождение харедим от службы в ЦАХАЛе.
Неопубликованная версия законопроекта, над которым работает комитет Эдельштейна, как сообщается, содержит ряд жестких санкций, в том числе лишение льгот по налогу на недвижимость и общественному транспорту, отмену налоговых льгот для работающих женщин, состоящих в браке с уклонистами от военной службы, исключение из лотереи на получение жилья и отмену субсидий на детские сады и образование.
Однако, чтобы предотвратить роспуск Кнессета, Эдельштейн, по всей видимости, отказался от многих своих требований.
Согласно ультраортодоксальному новостному сайту Behadrei Haredim, новый проект предусматривает, что закон о призыве на военную службу будет временной мерой, действующей в течение шести лет, или четырех, если он не достигнет своих целей по мобилизации.
В то время как санкции, связанные с субсидиями на академическое обучение, международные поездки и водительские права, будут введены немедленно, другие санкции, касающиеся субсидий на детские сады и общественный транспорт, будут отложены.
Если правительство не сможет достичь своих целей по призыву в течение двух лет, вступят в силу дополнительные санкции, в том числе исключение уклоняющихся от призыва из лотереи на приобретение жилья.
Также будут введены институциональные санкции в отношении ешив, которые не предоставляют достаточное количество солдат, в том числе до 50% бюджета ешивы, если она предоставляет менее 95% от годового плана, и весь ее бюджет, если она не достигает 75%.
Согласно ставшему известным компромиссу, статус всех учащихся ешив будет ликвидирован и должен быть регулироваться с нуля, что означает, что многие из тех, кто получил несколько призывных повесток и был объявлен уклонистами, теперь не будут подлежать аресту.
Новое соглашение также, по-видимому, увеличивает целевые показатели набора гораздо более медленными темпами, чем ранее требовал Эдельштейн, до половины годового призыва к 2030 году.

Не все харедим приняли это соглашение: хасидская партия «Агудат Исраэль», которая вместе с «Дегель а-Тора» составляет партию «Яадут а-Тора», отвергла компромисс. Но они остаются меньшинством среди харедим-законодателей в Кнессете.
На вопрос, почему ультраортодоксы согласились на компромисс, который по-прежнему налагает многочисленные санкции на студентов ешив, Исроэль Коэн, ультраортодоксальный журналист, имеющий тесные связи с ультраортодоксальными партиями, ответил Times of Israel, что партии ШАС и «Дегель а-Тора» поддержали смягченную версию предложения Эдельштейна, «потому что считают, что другого выбора нет».
Отметив, что армия готовится в июле начать выдачу более 50 тыс. дополнительных призывных повесток харедим, Коэн сказал, что в случае принятия предложенный закон «сбросит» статус призывников и позволит их представителям в Кнессете «выиграть время» для поиска лучшего решения.
С их точки зрения, «даже плохой закон» лучше, чем никакого, и партии ШАС и «Дегель а-Тора» «понимают, что с другим правительством они не достигнут ничего даже близкого к этому», сказал он.
Законодательство также восстановит бюджеты ешив, сокращенные после прошлогоднего решения Верховного суда о том, что они должны подлежать призыву. А санкции, вступающие в силу немедленно, на самом деле будут приветствоваться многими раввинами, которые предпочли бы, чтобы их студенты не выезжали за границу и не занимались другими видами деятельности, отвлекающими их от учебы, сказал Янки Фабер, репортер Behadrei Haredim.
«Они совершенно не против этих санкций», — сказал он.
«Сейчас их больше всего беспокоит необходимость компенсировать ущерб, нанесенный бюджету ешив, а также статус студентов ешив и мужчин, обучающихся в колелях, как нарушителей закона», — согласился д-р Гилад Малах, исследователь из Израильского института демократии, специализирующийся на ультраортодоксальной общине.

И хотя харедим на самом деле не принимают условия компромисса Эдельштейна, «они считают, что в рамках разработки деталей смогут исправить или отклонить содержание жестких положений, а затем, в следующем правительстве, когда, возможно, война останется позади, все будет открыто для дальнейших изменений и смягчений», — сказал он.
На вопрос, почему оппозиция не сняла свой законопроект о роспуске Кнессета с повестки дня среды после того, как харедим объявили, что они приняли новое предложение и, таким образом, больше не будут голосовать за него, представитель партии «Исраэль Бейтену» ответил, что это означало бы «играть им на руку» и «дать им больше времени для принятия закона об уклонении от призыва».
Лидер оппозиции Яир Лапид («Еш Атид») высказался в том же духе, заявив законодателям, что проведение голосования по роспуску лишит харедимные партии возможности угрожать роспуском Кнессета в ходе будущих переговоров по законопроекту.
Согласно парламентским правилам, поскольку законопроект был отклонен, законодатели должны будут подождать шесть месяцев, чтобы вынести на голосование другой законопроект о роспуске Кнессета.
После того как закон о роспуске Кнессета был отклонен, харедим «имеют гораздо меньше рычагов влияния», чем раньше, что значительно затрудняет вынесение другого подобного законопроекта на пленарное заседание через полгода, сказал Times of Israel Асаф Шапира, директор программы политических реформ Израильского института демократии.
«Я думаю, что теперь все понимают, что они на самом деле не хотят этого делать. Они угрожали, угрожали и угрожали, но ничего не произошло. Они утратили свой авторитет», — сказал он.
По словам Шапиры, у харедим осталось три варианта.
Первый — воспользоваться положением Кнессета, согласно которому отклоненный законопроект может быть повторно вынесен на рассмотрение до истечения шести месяцев, если обстоятельства значительно изменились. Однако такой шаг потребует поддержки спикера Кнессета Амира Оханы, что делает его далеко не очевидным.
Второй вариант — провести «полное конструктивное голосование о недоверии, что означает, что 61 член Кнессета должен поддержать альтернативное правительство», которое могло бы занять место нынешнего — вариант, который, по словам Шапиры, не особенно реалистичен в свете требования нынешней оппозиции о введении полной призывной службе для ультраортодоксов.

Наконец, харедим могут «просто покинуть правительство».
«Тогда это будет правительство меньшинства, но это не означает, что правительство автоматически падет», — сказал он, добавив, что ультраортодоксы «действительно упустили последний шанс что-либо сделать», чтобы свергнуть Нетаньяху до 2026 года.
Тот факт, что у харедим практически не осталось рычагов влияния, не ускользнул от внимания коалиции: депутат от «Ликуда» Дан Иллуз в четверг вечером заявил, что «в настоящее время нет реальной угрозы стабильности правительства, поскольку без исключительных изменений в обстоятельствах невозможно вновь вынести на обсуждение закон о роспуске Кнессета».
«Именно сейчас, когда давление ослабло, “Ликуд” должен настаивать на законе о призыве на военную службу, который отражает национальные и либеральные ценности нашего лагеря», — потребовал Иллуз.