Память о щедрости

Память о щедрости
Махачкала в 60-е годы прошлого века

И снова — память детства. Детства, которое прошло в Махачкале, на берегу Каспийского моря. Моего детства в горско-еврейской семье.

Итак, это было в июне 1960 года. Родители, загадочно улыбаясь, предложили нам, детям, прогуляться. Нас было четверо — трое братьев и сестра. Старшему из мальчиков было двенадцать лет, младшей сестре – пять. Было жарко, стояла влажная духота. Только изредка со стороны Каспия долетали дуновения легкой прохлады.

Мы шли по бульвару, разделявшему широкую улицу Ленина, на которой мы жили (а как же еще называли с те годы главные улицы советских городов?). Бульвар был заполнен людьми, ни одна скамейка не пустовала. Дети почти глотали мороженное, таявшее в вафельных стаканчиках. Взрослые пили газировку и вели беседы с соседями, при этом не спуская глаз с детей. Наши родители тоже приглядывали за нами, бежавшими впереди, и шли вперед и вверх по бульвару, приветствуя знакомых и друзей — кого кивком головы, а с кем-то останавливались перекинуться парой слов.

Бульвар утопал в зелени. Запах цветущей акации наполнял воздух. Островки уже сероватого тополиного пуха были разбросаны по асфальту. Озорники мальчишки исподтишка поджигали эти невесомые стайки и визжали от восторга, видя, как огонь пожирает пух, оставляя на асфальте мелкие зернышки. Бульвар заканчивался небольшой круглой площадью, уставленной киосками, торговавшими всякой всячиной.

Мы свернули с бульвара влево и, пройдя с километр, свернули на улицу Дахадаева и остановились. Перед нами был большой деревянный дом. Родители смотрели на него и как бы снова его оценивали. Хотя мы уже знали, что решение купить этот дом уже было принято, и договор подписан. Да, наша семья обретала новое жилье.

Что это был за дом? На вид ему было немало лет. Двухэтажный, под треугольной крышей, дом уходил вглубь двора. Стены из почерневших от времени деревянных брусьев были изрыты трещинами. Небольшая калитка открывалась очень легко, за ней шла дорожка, по обе стороны обсаженная розами и пионы. Мы всемером двинулись вперед, вошли во двор и остановились, на мгновенье замерев от неожиданности. То, что мы увидели, резко контрастировало с внешним видом дома.

Двор был великолепно ухожен. Земля покрыта яркой зеленой травой, лунки вокруг яблоневых и грушевых деревьев аккуратно выложены выкрашенным в белое камнем. Стволы деревьев на метр-полтора от земли так же побелены известью. Но больше всего всех поразило дерево, которое стояло в пяти метрах от ступенек, ведущих в дом. Это была вишня. И не просто, а поистине гигантская вишня! Ее крона заполняла все пространство перед входом в дом и нависала над козырьком высокого крыльца. Это была очень зрелая вишня. Подойдя ближе, мы увидели усеянные ягодами ветви, их было так много, что они даже заслоняли собой листву.

- Вы будете собирать каждый год большой урожай вишни, - сказал, поздоровавшись с нами, бывший хозяин дома.

- Сколько ей лет? -спросил отец. - Четверть века уже, -ответил мужчина. - Эту вишню мы посадили, когда переехали жить в этот дом 25 лет тому назад. Первые ягоды появились лет через шесть-семь, и с тех пор почти каждый год она обильно плодоносит.

- А сколько лет живут такие деревья? – полюбопытствовал старший из мальчиков.

Мужчина задумался на мгновение:

- Плодовые деревья живут как люди - лет семьдесят- восемьдесят. Так что этой вишне еще жить да жить. Правда, деревья они тоже стареют, болеют и поэтому вот так обильно плодоносят гораздо меньше – лет тридцать-сорок. Хотя многое зависит и от ухода за ними…

Мужчина поставил стремянку, поднялся и быстрыми движениями наполнил ведро ягодами. Сверху подал его нашему отцу. Мы буквально завизжали от восторга: это было полное ведро вишен с теперь уже нашего дерева!

Через несколько месяцев наша семья начала новую жизнь в «новом-старом». Каждый день мы могли любоваться прекрасным садом и сидеть под кроной своей огромной вишни.

Настала осень. Листья пожелтели и почти полностью опали, оголив крону дерева. Серо-серебристый цвет ствола нашей вишни как бы предвосхищал наступающую зиму. Потом прошли два года, и еще два, и еще... Как и предсказывал бывший хозяин дома, каждое лето, в июне, мы собирали обильный урожай крупной, красно-коричневой, налитой соком вишни. Точнее говоря, это был особый сорт – шпанка, гибрид вишни и черешни. Собранным мы удовольствием одаривали друзей и знакомых.

Дети подрастали, взрослели, жилье становилось тесноватым для нас, и родители задумались о постройке нового дома на месте деревянного «ветерана». Споры родителей о том, строить или нет, были практически ежедневными.

- Скажи, а что мы будем делать с вишней, которая растет у нас у порога? – спрашивала мама, - Я не хочу ее терять. Это благословение от Всевышнего, который одарил нас таким чудесным деревом. Посмотри, сколько радости у ребят, когда они играют под вишней и особенно, когда они собирают урожай и раздаривают друзьям и близким.

- Мы не сможем ее сохранить, - вздохнул отец. – Архитектор, сказал, что, если мы хотим увеличить площадь дома, дерево придется спилить.

Он задумался на пару минут:

- Хотя, может быть, нам попробовать пересадить ее? В конце двора есть свободное место между яблонями. Если мы пересадим нашу вишню сейчас, весной, то летом можем приступить к стройке. Дай мне время, мне нужно посоветоваться со специалистами.

Мама согласилась. Приглашенный специалист внимательно осмотрел дерево. Оценил и место возможной пересадки. А потом сказал, что, в принципе, пересадить можно, но успех не гарантирован, так как дерево возрастное.

- Время, конечно, хорошее весна, почек еще нет, нужно сделать большую обрезку ветвей. Потом уж пересадим, - размышлял он вслух. - Короче, шансы – пятьдесят на пятьдесят… На следующее утро дети собирались в школу. Она находилась через квартал, и провожать ребят не требовалось.

Вскоре появилась бригада садовников со всеми необходимыми принадлежностями для работы. Рытье ямы для пересадки и подготовка грунта внутри заняла не более часа. Одновременно двое работников обрезали ветки. Когда дерево, сильно потерявшее свою ветвистость, было готово, приступили к рытью ямы диаметром 5–6 метров вокруг ствола. В глубину ушли метра на полтора. Корни частично подрубили, и можно было извлечь дерево из земли. Собрались все рабочие и еще несколько соседей, вместе аккуратно перенесли вишню к готовой новой яме, установили ее в ней, при этом закрепили колышками со всех сторон для устойчивости.

Когда яма вокруг ствола была заполнена землей, ее обильно полили водой. Весь процесс занял около трех часов. Днем у калитки послышалось голоса: дети возвращались из школы. Они о чем-то шумно спорили и обгоняли друг друга, стараясь первыми попасть во двор. Вдруг ребята резко остановились у входа в дом, и в полном недоумении и растерянности уставились на огромный круг свежевырытой земли перед крыльцом. Они поняли: вишни здесь больше нет!

Мама спустилась по лестнице во двор.

Младший из сыновей заплакал, кинулся к матери, обнял ее и спросил:

- Почему они убили наше дерево?

- Успокойтесь, - нежно сказала мама, - Цела наша вишня. Пойдемте, я покажу вам, где она теперь…

- Мама, ты думаешь она приживется? - спросил старший сын, глядя то на дерево, то на маму. Он лучше братьев и сестры понимал, что произошло.

- Нам нужно было выбирать, -сказала мать глядя на сына. - Или дерево, или новый дом, где станет больше места, и у каждого будет своя комната. Но мы не теряем надежды, что эта вишня приживется, и урожай с нее будет таким же как раньше.

Дети, кажется, поверили и пошли к дому, и только младший мальчик с минуту постоял перед вишней, словно прощаясь с нею навсегда.

В последующие дни мы все реже заглядывали в глубь двора. Через месяц, когда на яблонях появились первые листья, а позже и первое цветение, стало ясно что вишня не прижилась. На ней не зазеленело и не расцвело ничего…

…Человеку свойственно быстро забывать многое из минувшего или отсылать его куда-то глубоко в тайники своей памяти. Вот и мы подросли, у нас появились новые дела, заботы, впечатления, и мы, казалось бы, забыли о судьбе нашей старой вишни.

Наш дом находился всего в двух кварталах от рынка, и мать практически ежедневно ходила туда за свежими фруктами и овощами, покупала там мясо. В семье прибавился пятый ребенок, да и мы подросли, и надо было кормить всю эту ораву. Наши края славились щедростью земли, она в изобилии дарила людям великолепные овощи и фрукты. А море приносило саму разную рыбу. Да что там рыба! В те годы и черную икру можно было купить за копейки, и неизменно в холодильнике стояли трехлитровые баллоны с этим продуктом. …В тот день мама сделала все покупки и с полными авоськами в руках выходила с рынка. Пройдя несколько шагов, она обратила внимание на молодого человека лет тридцати, худощавого, с немного удлиненным лицом и редкой бородкой. Парень продавал небольшой, метра два на полтора, ковер, который висел у него за спиной. Это и заинтересовало маму чрезвычайно. Она подошла к продавцу и спросила, сколько стоит ковер? Тот ответил: «Отдам за двенадцать рублей». Мама попросила развернуть ковер и стала внимательно рассматривать его. Когда она убедилась, что это ее ковер, тот самый, что исчез со двора несколько дней назад, переспросила про цену, как бы обдумывая, что делать дальше.

Рядом с ковром лежали несколько саженцев

- А что это за саженцы? - спросила женщина.

- О, это замечательный абрикос! -ответил парень. Купите - не пожалеете. - Сколько просите? - Да всего рубль за один, - ответил тот.

- Хорошо, - наконец сказала мама, - Я куплю у вас и ковер, и саженец, но с условием, что вы поможете мне донести все это до дома. Там и расплачусь с вами. У меня сейчас нет столько денег, на базаре потратилась. А дома есть, я вынесу.

Молодой человек охотно согласился, попросив своего соседа постеречь оставшийся товар. Он водрузил на плечо ковер, и держа в руке саженец, пошел вслед за женщиной. Когда они прошли уже почти два квартала, и мама готова была повернуть направо, на улицу Дахадаева, к нашему дому, парень, почуяв неладное, остановился, огляделся, скинул ковер на землю, отбросил в сторону саженец и помчался прочь. Он понял, что сейчас окажется у дома, со двора которого украл ковер!

 

- Куда же вы? - только успела произнести наша мама вслед убегавшему молодому человеку.

Проходившие мимо соседи с недоумением смотрели на нее и спрашивали, не нужна ли какая помощь?

- Спасибо, - отвечала мама, - Только, пожалуйста, позовите моего старшего сына. Мне нужно, чтобы пришел сюда.

Короче, ковер вернулся домой, мама расстелила его там, где он должен был лежать. А сама принялась раскладывать продукты. И тут ее взгляд упал на саженец. С минуту она не отводила взгляд с него. В голове промелькнули воспоминание о вишневом дереве, которое было безуспешно пересажено много лет назад.

Мама позвала старшего сына:

- Сынок, ты помнишь то вишневое дерево, которое росло здесь? - Конечно, мама. - Так вот, я хочу, чтобы этот абрикосовый саженец стал деревом в нашем дворе.

…Шли годы. Из саженца действительно выросло настоящее абрикосовое дерево, Крона раскинулась широко, а плоды были крупными, сочными и вкусными. Их было было так много, что родственники и соседи уходили от нас с полными корзинками абрикосов.

Мама любила сидеть под кронами этого дерева и часто говорила: - Все-таки есть благословение от Всевышнего у этой земли, иначе не была бы она так щедра. Там, где росла невиданная вишня, вырос необыкновенный абрикос. Пусть будут благословенны и наши дети!

Элиезер Абрамов

Похожие статьи