|
Сергей Константинов

Ефим Фомин: подвиг ради Жизни

Ефим Фомин: подвиг ради Жизни

Ефим Моисеевич Фомин родился 15 января 1909 в местечке Колышки Лиозненского района Витебской области, в бедной еврейской семье. Происхождение самое пролетарское: отец трудился кузнецом, мама — швея. Фима рано остался без родителей, однако они успели взрастить в сыне и доброту, и несгибаемый характер.

Его приняли к себе родичи. Чтобы не быть обузой для них, в 12 лет Ефим идёт подмастерьем к парикмахеру, потом — к сапожнику. Затем мальчик сам решает стать воспитанником Витебского детского дома. Тогда детский дом — настоящий шанс получить образование и путёвку в жизнь. Любознательного, усердного паренька стали «продвигать» по комсомольской линии. В 1929 году он закончил Коломенскую советско-партийную школу и стал инструктором райкома партии, вступив в 21 год в ВКП(б). В 1932 -ом году Ефим Фомин уже кадровый политработник Красной Армии. За отличную учебу и активную общественную деятельность командующий округом в приказе объявил ему благодарность, а политуправление наградило именными часами с надписью «За особые успехи в овладении большевизмом». В августе 1938 года его назначили на должность военного комиссара 23-ей Харьковской Краснознаменной стрелковой дивизии. Сослуживцы и подчинённые вспоминали замполита исключительно добрыми словами: с таких, как Ефим Фомин, создавали образы комиссаров для кино и книг. Он вникал в нужды личного состава дивизии, беседовал с рядовыми и офицерами, объяснял и рассказывал, а не покрикивал и стращал трибуналом. Как-то один юноша с Кавказа изменился: стал невнимателен, замкнут... После расспросов выяснилось: в письме родные сообщили о тяжёлой болезни мамы. Фомин добился отпуска для бойца, и тот вернулся в строй успокоенный и благодарный — болезнь матери отступила, когда сын приехал на побывку.

Видно, не всем командирам нравился такой замполит. Был донос. Комиссара Фомина перевели в Брестскую крепость с понижением на должность заместителя командира по политчасти. Впрочем, его оставили в прежнем воинском звании — полковой комиссар, что соответствовало полковнику.

— С первых дней своим вниманием, своей отзывчивостью и простотой он приобрел в красноармейской среде доброе имя «отец», — вспоминал Ефима Фомина рядовой Александр Митрофанович Филь, державший вместе с ним оборону в крепости, — К его помощи без робости в сердце прибегали все. Строгость и доброта, требовательность и практическая помощь были основными методами его работы по воспитанию личного состава.

Жилищем комиссару служил его кабинет на втором этаже крепостного каземата. Семья его — жена и сын Юра — всё ещё пребывали на прежнем месте службы, в Даугавпилсе.

А гитлеровские генералы уже подготовили подробные планы «молниеносной войны»:

«Для достижения успеха необходимо действовать внезапно и стремительно, как это было в Польше и на Западе. Русские на этот раз не имеют численного превосходства, как это было во время мировой войны. Они, вероятнее всего, не смогут после нашего прорыва сосредоточить свои растянутые по фронту войска и организованно предпринять ответные действия. А потому в боях местного значения быстро потерпят поражение в результате превосходства германских войск и командования». Так утверждал «Предварительный план операций на Востоке».

Утром 22 июня Ефима Фомина, как и многих в Бресте грубо подняла с кровати война: он сбежал в подвал здания, где уже толпились полуодетые сослуживцы, обсуждавшие возможность диверсий на складах боеприпасов. Под мышкой комиссар нёс форму и кобуру с личным оружием. Фомин мгновенно оделся, глянул на всех посуровевшими глазами и коротко сказал:

— Это не диверсанты.

Ефим Фомин без колебаний принял на себя командование подразделениями, которые находились в центральной крепости. Комиссар собрал и организовал бойцов и тут же возглавил контратаку. Это первый серьезный удар по врагу: бойцы уничтожили отряд автоматчиков, прорвавшийся в центр цитадели. С этого удара началась героическая оборона Брестской крепости, где с нацистами сражались несколько групп попавших в окружение бойцов. Ефиму Моисеевичу и его подопечным выпало защищать Холмские ворота, выходящие на мост через южный рукав реки Мухавец. Фомин заранее учел опасность атаки с Южного острова, расставив часть людей у окон, обращенных в сторону моста. Огонь из пулеметов и винтовок буквально сметал с него немецких автоматчиков всякий раз, как те поднимались в атаку. Гитлеровцы весь день повторяли попытки прорыва, мост был завален их трупами. Пройти к воротам им не удалось.

Боеприпасы экономили, вода и запасы еды были на исходе. Однако красноармейцы под командой своего комиссара держались восемь дней. А фюрер отвёл на взятие крепости пару часов. Фомин водил отряд в штыковую, несколько раз возглавлял прорыв. Не вышло — фашисты стояли плотно. К концу месяца, отчаявшись прорваться в ворота, гитлеровцы подогнали артиллерию и открыли шквальный огонь. Многие из отряда Фомина погибли. Сам комиссар и несколько бойцов были взяты в плен в бесчувственном состоянии. Кто-то из гарнизонной обслуги выдал его: вот он, мол, замполит и еврей. Ефим Фомин был казнён нацистами у ворот крепости, которую защищал. Он погиб за Родину, за семью и боевых товарищей 30 июня 1941 года.

3 января 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Ефим Моисеевич Фомин посмертно награждён орденом Ленина. Награда была вручена его сыну Юрию Ефимовичу. На месте гибели героя установлена мемориальная доска. 

P.S.

Кандидат исторических наук, заслуженный юрист Юрий Фомин стремился узнать подробности последних дней жизни своего отца. Как драгоценность хранил он письмо

сослуживца комиссара, Александра Филя, содержавшее детальный рассказ о комиссаре и защите Брестской крепости.

В память об отце Юрий Ефимович написал книгу «Человек из легенды», ставшую ныне библиографической редкостью. 

Предатель, выдавший Фомина, не прожил после этого и дня: гитлеровцы нашли его мёртвым в сарае. Совершивших возмездие не искали. 

В честь Ефима Моисеевича Фомина была названа Московская физико-математическая школа № 444, ученики которой создали музей Брестской крепости имени героя. 

В фильме 1985-ого года «Битва за Москву» роль Ефима Фомина исполнил Эммануил Виторган, а в картине 2010 года «Брестская крепость» комиссара сыграл Павел Деревянко. 

Говорят, Ефим Моисеевич имел привычку в задумчивости или в трудные минуты напевать припев из «Песенки о капитане» Лебедева-Кумача:

«Капитан, капитан, улыбнитесь,

Ведь улыбка — это флаг корабля.

Капитан, капитан, подтянитесь,

Только смелым покоряются моря!»

Похожие статьи