Об именах написано немало статей. Это одна из интереснейших тем, ведь значение имени человека играет большую роль в его жизни.
Ономастика – наука, изучающая происхождение имен и их значений. Имена и их влияние на людей также изучают каббалисты, нумерологи и астрологи.
С древних времен людям было свойственно придавать именам магическое значение, они полагали, что между именем человека, его характером и судьбой существует особая связь. Для каждой семьи с появлением новорожденного встает нелегкий вопрос выбора имени своему чаду. И от того, насколько удачно удастся подобрать ему имя, с уверенностью можно сказать, зависит его судьба.
В иудаизме считается, что человек и его имя составляют одно неразрывное целое, и это имеет глубокий смысл. Достаточно упомянуть, что Всевышний вывел евреев из Египта, избавив их от рабства также и за то, что они смогли сохранить свои еврейские имена.
В еврейской традиции есть ряд правил, касающихся имен. Одно из них – это упоминание в имени обращений к Всевышнему. Например, в начальных фразах из благословений «Барух Ата Адонай Элоhейну Мелэх hаолам, Ашер кидшану, Авотай» можно выделить следующие горско-еврейские еврейские имена:
Борух – Благословенный;
Адинйоhу – Господь есть Владыка;
Милих – Царь;
Ошир – Счастливый;
Эвийё – Отец наш и т.д.
Следует отметить, что многие имена формируются из двух словосочетаний, и одно из них распространенное «Эль» или «Ил». К ним относятся такие имена, как Ариэль-Эриил, Рафаэль – Рафоил, Гавриэль-Гавриил, Даниэль-Донил, Уриэль-Уриил, Седкиэль-Цидкиэль, Рашбиль, Янкель, Исраэль, Бат-Эль, Рахиль, Михаль, Мазаль и др. Существует немало имен, когда «Эль» может стоять и в начале, например Эльхан, Эльхано, Эльхай, Эльдар, Элимелех, Элишево, Элиана и т.д.
Просматривая список имен, я заметила, что в большинстве своем с именем Всевышнего связаны мужские имена. И это неслучайно, ведь женщинам присуще давать нежные имена, связанные с цветами (Гюль), счастьем (Мозол) и драгоценностями (Бриллиант, Алмаз) и т.д.
Смысл мужских имен с Б-жественным значением:
Авадья – служитель Б-га; Авдон – избранный; Авниэль – камень Господний; Адания – Господь есть Владыка; Азарья – помощь Б-жья; Алон – имя от Б-га; Ариэль – лев Б-жий; Атниэль – данный Б-гом; Бениэль – возвеличивание Б-га и детей Сиона; Бесодья – тайна Б-жья; Бецалель – в тени Б-га; Гавриэль – воин Б-га; Гадиэль – Б-жья удача; Гомуэль – Б-жье воздаяние; Даэль – мудрость Б-жья; Еуда и Иеуда – благодарит Б-га; Ешайягу – Б-жье спасение; Захариягу и Зхария – Б-жья память; Зерах и Зерахиё – Б-жье сияние; Игаль – избавит Б-г; Изиэль, Узия, Узиягу – сила Всевышнего; Ишай – спасение, посланное Б-гом; Йоав – Б-гобоязненный; Йонатан – данный Б-гом; Йофиэль – Б-жественная красота; Йохай – Господь жив; Йоханан – Б-жий дар; Йошивья – да расселит Б-г; Йошиягу – упроченный Б-гом; Йоэль – Господь есть Б-г; |
Кадмиэль – перед Всевышним; Маалалель – Б-жья хвала; Матнай – дар Всевышнего; Нахмиэль – Б-жье утешение; Натан, Нетаниэль, Нетанэл – данный Всевышним; Нехемия и Нехемиль – Б-г утешил; Нуриэль – свет Б-га; Олхоз, Алхаз, Ияхас – Б-г помогает и хранит; Падаэль – спасенный Всевышним; Разиэль – Б-жье таинство; Рафоил, Рафаэль, Рафуль, Рефайя – исцеленный Б-гом; Рехавья – Б-г освободитель; Ханан, Ханания – милость Б-га; Ханиэль, Хананель – благодать Б-га; Хасадья – возлюбленный Б-гом; Хашим – от Имени Всевышнего; Хизгиэль, Хизгия, Хизги – Господь силён; Худодот – рассказывающий о Б-ге; Цидкиэль, Цидкия – Б-жья справедливость; Цуриэль – Всевышний моя скала; Шауль, Шальтиэль, Шеалтиэль – выпрошенный у Б-га; Швания – выращенный Б-гом; Шомоил, Шмуэль, Шомил – услышанный Б-гом; Элихай, Эльхай – имя, восславляющее Б-га; Эммануэль – с нами Б-г; Элицур – Б-г мой оплот; Эльдар – перламутр Б-га… |
В каждом имени закодирован особый, только ему присущий смысл. Если говорить о горско-еврейских именах, то, несмотря на годы изгнания и жизнь в «галуте» на протяжении столетий, наш народ смог выстоять и сохранить свою этничность только благодаря Танахическим именам. Из поколения в поколение горские евреи передавали через своих потомков и донесли до сегодняшнего дня имена, которые в прошлом носили наши предки.
Известная израильская поэтесса Зельда Шнеерсон-Мишковская в одном из своих стихотворений пишет:
У каждого человека есть имя,
Данное ему Б-гом,
Данное ему матерью и отцом…
Данное ему временами года,
Данное ему врагами его и любовью его…