Во Владивостоке близится к завершению реконструкция синагоги.
В ней впервые за 83 года, с тех пор как советской властью была упразднена еврейская община, отпразднуют Хануку.
В начале двухтысячных синагога вернулась к истинным владельцам, изменив наконец обидный статус клуба кондитерской фабрики. Центр еврейской общины при этом ни разу не ремонтировали. Так что можно понять, с каким трепетом во Владивостоке ждут декабрь и начало Хануки. В 2015 году этот красочный праздник пройдет в старинном здании по улице Прапорщика Комарова. Раввин Шимон Варакин лично следит за ходом работ.
Шимон Варакин, раввин Приморского края: «Во Владивостоке около 10 тысяч точно есть. во-первых не все знают,что они – евреи... Во-вторых, не все говорят, что они – евреи, эта советская тема она до сих пор жива в людях в крае».
В иные времена ругательным считали само слово — еврей. И только за принадлежность к этой нации могли отправить в лагеря. Есть такие грустные воспоминания и в семье Эллы Мельниковой из Партизанска.
Она родилась во время войны в Витебске. Там, в застенках гетто, погибли около 20 тысяч её соотечественников. Маленькая Элла успела вместе с родителями уехать во Владивосток. Теперь и на юге края есть своя еврейская община.
Элла Мельникова, жительница Партизанска: «Чем отличаются евреи от русских, ну ничем... Нни рогов у них нет... Но почему такое предвзятое отношение к ним?»
Впервые эти женщины общаются с журналистами. Был страх непонимания, но сомнения развеялись. И члены общины пробуют заново открывать свою культуру. Из Израиля для них приходят по почте журналы, календари, даже культовая одежда. К примеру, кипа или накидка, талид. Кстати, большой талид одевают только в синагогу.
Светлана Гаврильченко, председатель еврейской общины г. Партизанска: «Скоро у нас праздник, 13 декабря, называется Ханука... Свечи зажигаются только в этот праздник... 8 свечей, центральная 9-я называется шамашка... От нее все зажигаются свечи. 8 свечей... Каждый день по одной свече, праздник отмечается 8 дней».
Здание синагоги во Владивостоке ко всему прочему еще и памятник истории и архитектуры. А значит, как и сами евреи, обладает памятью. Новый аспект в ней — современное отношение к людям разной национальности в Приморье. Оно дружеское и открытое.