В марте 2016 еврейское Гетто в Венеции отметит свою 500-ю годовщину, будут проводиться выставки и лекции, отмечаться значимые события в истории гетто.
Пятьсот лет назад официальные власти Венеции принимали евреев из других городов, но ограничивали их расселение районом Каннарехио, скоро получившим имя Гетто от венецианского обозначения медного литейного завода, находившегося здесь ранее.
Еврейское Гетто Венеции было одним из первых в мире.
Первейшее гетто было во Франкфурте, (Германия), однако венецианское Гетто было так уникально в своей архитектурной и городской форме, что стало впоследствии прообразом большинства еврейских кварталов старого света.
Евреи работали в Венеции в течение многих веков, но гетто стало первым местом, где им позволили иметь частную собственность и постоянно проживать. Стоит отметить, что это не было признаком терпимости в нынешнем понимании, чтобы отличить евреев от христиан, они должны были носить определенные знаки, как правило, это были желтая шляпа или желтый значок. Исключение составляли еврейские врачи, которые были очень востребованы и важны в жизни города.
Евреи из разных европейских стран стремились в гетто, здесь образовалось высокоинтеллектуальное космополитическое сообщество. Практически треть всех еврейских книг, напечатанных в Европе до 1650 года, была произведена в Венеции.
Как Холокост повлиял на Гетто в Венеции?
Сегодня на территории старого Гетто существуют два мемориала памяти жертв Холокоста. С 1943 года фашисты начали высылать евреев в концлагеря, многие уезжали сами, те, кто не успел покинуть свои дома (в основном это были или очень пожилые, больные, или очень бедные люди) оказались высланы в Освенцим (почти 250 человек). Восемь из них вернулись живыми.
Гетто – популярная туристическая достопримечательность.
Сегодня в Гетто постоянно проживает в нем менее 500 человек, большинство из которых прибыли сюда всего 25 лет назад, главным образом из Бруклина.
Целью организаторов празднования юбилея Венецианского Гетто является преобразование его только лишь из туристического центра в центр культурной, религиозной и литературной еврейской жизни. Ведь годовщина – это не финал. Это начало.