Бывший город Варташен, а ныне Огуз – один из красивых городов Азербайджана.
Пять лет тому назад в составе творческой делегации мне удалось посетить этот город. Несколько часов езды от г. Геокчая до г. Варташена (Огуза) открыли нам другой Азербайджан, больше похожий на Иорданскую долину, Голанские высоты и гористую местность Мертвого моря.
На протяжении нескольких км за окном нашего автомобиля сменялся пейзаж. Сначала пред нами развернулась панорама горных массивов без растительности с каньонами и впадинами, а затем лесные массивы у подножия Кавказских гор.
Пригород Варташена (Огуза) необычайно живописен. Прежнее название Варташен в переводе с армянского языка означает «долина роз». С трех сторон, с севера, востока и запада, Варташен (Огуз) покрыт горными густыми лесами. На юге его окружают сады Гышлаг, украшенные каштановыми, ореховыми, яблоневыми, грушевыми и другими деревьями. Ввиду того, что он находится в окружении гор, ни летом, ни зимой здесь не дуют сильные ветры.
Варташен находился на территории Шекинского ханства и расположен на расстоянии 40 км от бывшей его столицы Нуха (Шеки), вблизи основной трассы Баку-Тбилиси, проходящей вдоль подножия главного Кавказского хребта. Город располагается на узкой живописной долине, углубленной в горы.
Евреи переселились в эти края в конце 17 в. Они прибыли из персидской провинции Гиляни и поселились в южной части поселка. В 18 в. еврейское население увеличилось за счет беженцев из селений Залем и Куткашен, образовав слободу под названием Джугутлар. Еврейское население Варташена в конце 19 в. составляло около трети населения всего поселка.
В 1873 г. здесь проживало 1628 евреев, а в 1885 г. – уже 2282. До массовой эмиграции 90-х гг. в этом городе проживало 1200 евреев.
Бывший житель Варташена Ширин Илья, ныне проживающий в США, выпустил книгу «Край роз: на пороге Шах-Дага». Думаю, что эта книга единственное в своем роде издание, где в полной мере описана жизнь горских евреев этого города. Как пишет в своей книге Ширин Илья: Община варташенских (огузских) горских евреев, более 350 лет проживавшая на территории Азербайджана, была одной из самых многочисленных.
Но, несмотря на это, о ней мало написано, история ее мало изучена. Есть необходимость в археологических исследованиях, в изучении архивных материалов в Тбилиси и в других городах Закавказья.
О тяжелой жизни евреев Варташена писал известный историк М. Бежанов, в своих исследованиях он отмечает:
Еврейский квартал отличается крайней скученностью, плохими санитарно-гигиеническими условиями, из-за которых вспыхивали эпидемии и пожары, уносящие сотни жизней.
В 1830 и 1847 гг. еврейское население поразили эпидемии чумы. Теснота приводила к тому, что при пожарах (1839, 1856 и 1864 гг.) сгорело большое количество домов.
Еврейские дети Варташена (Огуза) со дня образования общины начальное религиозное образование получали в школах при синагоге.
Впоследствии во дворе большой синагоги была построена одноэтажная школа из двух классных комнат. В этой школе занимались мальчики с 5-7-летнего возраста.
Несмотря на то, что среди горских евреев Варташена (Огуза) были купцы, предприниматели, ремесленники, основу их экономики составляло сельское хозяйство.
мусульман и христиан, ввиду того, что до установления Советской власти у горских евреев Варташена (Огуза) пахотных земель практически не было. А у тех, у кого земля все же была, ее было намного меньше, чем у соседей.
Среди евреев Варташена (Огуза) были и знаменитые садоводы. Когда выращенные ими плоды поступали на базары или на столы российских фабрикантов, то те непременно интересовались, кем были выращены эти чудо-плоды.
После земельной реформы 1870 года горские евреи уже имели право купить землю, вследствие чего в Варташене (Огузе) начали появляться евреи-землевладельцы. Они начинают заниматься садоводством, шелководством; сажали тутовые рощи для производства кокона, ореховые и фруктовые сады.
В Варташене (Огузе) сады этих людей нарекали именами владельцев: баг бебе Мухоила, баг Кар бебе, баг Шамая Банова, баг Ба-бул бебе Юсифа, баг Ливи Шая и др. (баг в переводе «сад»).
Первым раввином Варташенской еврейской общины был раби Манахим. В становлении синагоги роль его была огромна. Его имя не стерлось из памяти поколений еще и потому, что это был образованнейший человек своего времени, обладавший высокими моральными качествами.
После него и до 1860 года главным раввином Варташенской еврейской общины был раби Бодек бен Илазар.
За счет беженцев из Залема, Гарабалдыра, Куткашена (Габалы), Кусаров и других мест число евреев Варташена увеличивалось, и в разное время в двух синагогах служили 5-6 раввинов. Небольшой список: раби Исроил, раби Исхак, раби Биньями, раби Рахавийо, раби Рафаэль, раби Хай-ват, раби Шолум, раби Хануко, раби Изгил, раби Йовдо, раби Шамоил, раби Борух, раби Шамаил, раби Бабей, раби Ашер, раби Мухоил и раби Бенсион. До 1918 года раввинами, получившими высшее духовное образование в Иерусалиме, были раби Шамаил бен Мухоил и раби Борух бен Хануко.
До Первой мировой войны среди горских евреев наряду с бедными семьями появились и богатые предприниматели, купцы, мелкие торговцы, мастера разных специальностей и садоводы, достигшие довольно высокого уровня жизни.
В начальный период установления Советской власти положение богатых горских евреев ухудшилось. В стране начинаются гонения против всех религиозных конфессий. В связи с этим, начиная с 1922 года, религиозные евреи, руководители общин, раввины заключаются в тюрьмы. Религиозные книги сжигаются, и на чтение их накладывается запрет. Обе Варташенские синагоги перестают функционировать.
В советские годы начинается процесс коллективизации. Сельское население горских евреев идет работать в колхозы, а мастеровые люди - кузнецы, сапожники, портные, парикмахеры и другие работники сферы обслуживания объединяются в артели и кооперативы, работники торговли поступают работать в государственные торговые предприятия и в райпотребсоюз.
В 1991 году за счет пожертвований бывших варташенцев, проживавших в то время в Тбилиси, Баку, Кировограде (Гяндже), Евлахе, а также при поддержке главы еврейской общины Варташена (Огуза) Ибрагима Рагимова (Юшваева) (поэта Ибрагима Даглы) и члена общины Видади Кардашова была отреставрирована Большая синагога.
Двухцветное здание синагоги имеет необычную архитектуру – его ширина намного больше длины, по всему фасаду проходит галерея. Она была отреставрирована по проекту главного архитектора Варташена (Огуза) Керима Рагимова (Юшваев).
Реконструкция синагоги была завершена в 1994 году.
Во время нашего посещения города Варташена (Огуза) нас сопровождали двое местных жителей – горские евреи Эльшад Юсубов и Теймур Наталинов. Они рассказали нам, что еврейскую общину города поддерживают предприниматели меценаты Арзу Юсуфов и Ширин Шуминов.
Мы посетили две синагоги. Первая синагога, которую мы посетили, располагается в верхней части еврейского квартала. После проведения реставрации она охраняется как памятник архитектуры. Запах свежего дерева от ажурной веранды, во дворе пол, отделанный керамической плиткой. Внутреннее убранство как подобает современным синагогам. Такое впечатление, что сейчас войдут раввин и молящиеся евреи.
Как объяснили нам Эльщад и Теймур, в настоящее время некому ходить в синагогу. Лишь когда приезжают гости из США, Германии и Израиля, они вместе с ними посещают Большую синагогу.
Сама Большая синагога и примыкающий к ней по всему периметру галереи двор необычайно красивы. На входных голубого цвета воротах в центре изображена «Звезда Давида – Маген Давид», а украшают их две позолоченные меноры.
О былом величии синагоги говорит засаженный кустами роз двор, в центре которого небольшой фонтан. Аромат цветущих белых, розовых, красных роз создает атмосферу уюта и радости.
Наши провожающие открыли двери синагоги, и пред нами предстал молельный зал, правда, сразу по воздуху ощущаешь, что здесь редко бывают люди. С трудом верится, что когда-то здесь было многолюдно, и раввин, раскачиваясь, читал псалмы.
Напротив входной двери в центре синагоги возвышение для «Алия А Тора», а за ним в стене Арон а-Кодеш. С двух сторон откидные мягкие стулья. На столах религиозные книги на двух языках – иврите и русском. Угол скатерти и накидки бардового цвета вышиты по-русски: «Дар от Джойнта».
В одном из проемов окна помещен портрет одного из уважаемых раввинов синагоги – раби Хаима Юсифова.
Недалеко от Большой синагоги располагается еврейское кладбище – немое свидетельство проживания евреев в этих краях. Здесь нет протоптанной дорожки, все поросло высоким бурьяном. На поздних могилах черные мраморные плиты, над некоторыми из них есть навес.
Как пояснили нам Эльшад и Теймур: – Не советуем приближаться к могилам, здесь много ядовитых змей и очень опасно. Посмотрите, слева, вон там, среди древних захоронений есть памятники с датой 1878 год.