Поздравление президента фонда СТМЭГИ с Песахом 5775

Ковры сопровождают нас в течение всей жизни. Искусство ковроткачества началось более чем две с половиной тысячи лет назад. Самый древний из ковров, дошедших до нас, был соткан, предположительно, более двух тысяч лет назад! Плотное ворсовое полотно с изображением оленей, птиц и коней было найдено во время раскопок царского могильного кургана в 1949 году. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия, классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений!

Изначально, ковер выполнял исключительно практические функции: восточные кочевники придумали ткать теплые полотна, чтобы иметь возможность быстро создать дом. Тогдашние рукотворные ковры служили для защиты жилища от ветра и песка, позволяли быстро разгородить помещение. Постепенно человек начал отходить от примитивной философии «тепло и сухо», и ему захотелось, чтобы было еще и красиво, изысканно, а главное – не как у всех. И, одной из первых цивилизаций, поднявшей ковроткачество на художественный высочайший уровень, стала Персия. Древняя легенда сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидского ковроткачества – «Весеннем ковре» царя Хосрова I, сплетенном в VI веке – в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. Рисунок ковра представлял собой великолепное изображение цветущего сада, почти в натуральную величину. Расшитый драгоценными камнями, затканный золотыми и серебряными нитями, ковер был поистине гигантским: 122 метра в длину, 30 метров в ширину. Весил он несколько тонн. 

Для Востока ковер – это и мебель, и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров.

Сегодня в коврах нашли отражение не только антикварные мотивы, но также барокко, ампир, рококо, классицизм, модерн и современные стили стали появляться в расцветке ковра. Рисунок ковров ручной работы никогда не бывает случайным. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу. 

С середины XVI века Восток (Персия, Индия, Китай) снабжал коврами многие королевские дворы и аристократические дома Европы. Одна только Франция тратила на закупку ковров столько средств, что это стало существенно подрывать ее экономику. Генрих IV даже основал собственное ковровое производство, чтобы хоть как-то остановить отток денег из французской казны в Азию. На коллекционировании ковров ручной работы были помешаны французский король Людовик XIV и польский – Сигизмунд. А в конце XIX века ажиотаж стал массовым. За восточными коврами снаряжались торговые экспедиции. Секрет великолепия восточных ковров ручной работы заключен в выборе материала, сочетании цветов, красоте дизайна и превосходном качестве изделий. Ковры ручной работы считаются не только предметами обихода, но и произведениями искусства. Ковры производят из шерсти, шелка, хлопка, либо, комбинируя эти материалы. В деле ковроткачества повсеместно сначала рисуется эскиз на листе бумаги в одну четверть всего ковра, а затем, путем симметричного наложения, завершается весь рисунок.

Один из персидских исследователей в своей книге о коврах пишет: «Покровительство сефевидских царей и их пристрастие к произведениям этого ремесла послужило причиной того, что ковроделие от ремесла и деревенского производства возвысилось до уровня изящного искусства…». Особое развитие ковроделие получило в эпоху правления персидского шаха Аббаса I Сефеви (1579-1629 гг. правления) – самого одаренного и талантливого из всех представителей династии. В своей резиденции в Исфахане, по соседству с царским дворцом, он основал ковровую мануфактуру и лично контролировал ее работу, проверяя качество продукции. Шах Аббас установил масштабные дипломатические связи с европейскими державами. В 1600 г. в Венецию прибыло сефевидское посольство, во главе с Иффет-беком. Среди подарков, которые преподнес Иффет-бек от имени шаха Аббаса, было шелковое панно (длиной 8 и шириной 7 локтей), расшитое золотом и бархатом. Оно тотчас же, во время переговоров, было повешено на стену зала заседаний Совета десяти. 

В 1603г. другой посол Аббас-шаха Фетхи-бек представил венецианскому правительству расшитое золотом бархатное панно с изображениями Христа и Богоматери, изготовленное для церкви Святого Марка, а также расшитый золотом и серебром бархатный ковер. В музее Виктории и Альберта в Великобритании хранится уникальный ковер, сотканный для мавзолея шейха Сейфеддина (предка Исмаил-шаха) в Ардебиле. Эти примеры свидетельствуют о том, что мастерицы работали также и на заказ, удовлетворяя изысканные вкусы европейцев. Роскошные ковры сотнями вывозились по Шелковому Пути в различные страны Европы, составляя значительную статью дохода персидского государства. Сегодня, когда мир вновь открыл для себя изящность этого искусства, современные любители и знатоки восточных ковров узнали, что шедевры музейных и частных коллекций США и стран Европы, средневековые изделия мастеров разных художественных школ и традиций созданы в разные времена, но их истоки берут начало в седой толще бронзового века. 

Шерстяные - ковровые «джорабы»
Голиндэ джурубой пэшми - холинчэйи 

Джораб - джуруб – один из красочных и основных элементов традиционной национальной обуви выходцев из Кавказа, как у мужчин, так и у женщин. На Кавказе нет такого места, где бы ни носили носки из шерсти – джораб, они распространены повсеместно. Джорабы – толстые вязаные носки у народов Кавказа и Средней Азии, резко отличающиеся между собой по форме, по цвету и орнаменту. Пряжу для джорабов изготавливают из бараньей, а также из верблюжьей шерсти, обрабатывают специальным способом, потом красят. Женщины вяжут джорабы спицами или одним крючком. Те, кто носил джорабы, знает, это они очень теплые и легкие, только до стирки чуточку «кусаются», их подошва быстро снашивается. В этих случаях на нижнюю часть джорабов нашивают латку, по форме подошвы из кожи или из плотной ткани, чтобы носки быстро не снашивались. При холодном климате носят длинные джорабы (как гольфы) - дуразэ гурд, а где умеренный климат, носят короткие джорабы - кутэхэ гурд. В старину джорабы были как повседневные, так и для торжественных случаев. Узорчатые носки мастериц шли на продажу, их обменивали на сельскохозяйственные продукты. 

В те далекие годы, в самом начале войны, в республиках Закавказья развернулось широкое движение по созданию Фонда обороны. Женское население республики, в частности, горские еврейки г. Баку, Красной (Еврейской) Слободы г. Куба, и женщины других районов Азербайджана, днями и ночами, не жалея сил, вязали варежки, носки - джорабы, шили теплое бельё для бойцов. Конечно, вывязывая джорабы и варежки, каждая из них думала о том, что вот эти вещи придут в часть, где служит отец, муж, брат или сын и, надев их, они ощутят тепло родного дома. Эта традиция продолжилась долгие годы, горские женщины – надомницы и молодые и старые со своими Азербайджанскими и Дагестанскими подругами вязали носки и варежки для солдат Советской Армии.

Нигде, кроме Кавказа, не вяжут таких ярких и красивых джорабов. Мастерицы-ковроделы изготавливают и орнаментируют сувенирные носки - джорабы, сочетая, с часто встречаемым определенным орнаментом, разные тона – красный, желтый, зеленый, коричневый, черный и белый. Почти каждая мастерица вносит в традиционный рисунок новые мотивы, используя в вязке тот орнамент и форму носков, которые относятся к местности, где проживают сами народные умелицы, например: дербентские, ахтинские, кубинские и др. Кубинские джорабы можно узнать по особому орнаменту с насыщенной гаммой веселых красок. В дербентских джорабах, в основном, преобладают красные, зеленые, желтые цвета, на них изображен растительный рисунок. Ахтинские - лезгинские ковровые джорабы имеют сложнейший орнамент, они связаны из пряжи, состоящей из разного множества красочных тонких шерстяных нитей. 

В отличие от мужских носков с простым орнаментом, женские обычно были яркие, многоцветные, с красивым и сложным рисунком и густой, насыщенной гаммой красок. Ковровые джорабы связаны не из толстой нитки одного цвета, а из множества ниток разных цветов, образующих орнамент, что и делает эти носки такими толстыми. Для завязывания носков применяли шнур с кисточкой из той же шерстяной нитки. Несмотря на то, что имелись различные региональные типы носков, способы вязания не отличались друг от друга. Разнообразным был только орнамент. Лучшие образцы носков с ковровым орнаментом переходили из поколения в поколение. Особое внимание обращали на красоту носков, входивших в приданое невесты. Вязание толстых, шерстяных, ковровых и обычных, традиционных узорчатых, с цветным орнаментом, чулок или носков - джорабов широко развито и по сей день. Ковровые джорабы, в качестве сувениров, расходятся по всему миру, их дарят друг другу.

Фрида ЮСУФОВА
член Союза писателей Израиля

На фото Ковровый базар. Азербайджан. XIX в.
Похожие статьи