Всё, что надевает герцогиня Кембриджская, немедленно становится бестселлером.
Ее изображение украшает обложки местных журналов; целые блоги посвящены тому, как она одевается. Так уж случилось, что герцогиня стала настоящей иконой стиля для религиозных еврейских женщин.
«Она скромная, сдержанная, но современная», – говорит Ади Хейман, основательница модного блога в Fabologie.
Поэтому не вызывает удивления, что один из предметов фирменного стиля Миддлтон, шляпка в виде украшений из перьев или цветов (шляпка-таблетка или биби), замелькал в качестве головного убора посетительниц синагог в этом округе.
ДЛЯ СПРАВКИ: Такие головные уборы прикрепляют к волосам шпильками или лентой. Чаще всего они изысканно украшены, небольшого размера или закрывают меньше волос, чем обычная шляпка. Не только герцогиня Кембриджская ввела их в моду. Леди Гага тоже часто появляется в подобных шляпках, а в 2011 году после свадьбы Миддлтон и принца Уильяма социальные сети возбужденно обсуждали головные уборы некоторых гостей. (Статистика свидетельствует, что после этой свадьбы продажи шляпок-таблеток и биби выросли до целых 300%. Подобная бурная реакция отмечается и по сей день.)
Но для соблюдающих женщин такие головные уборы стали прекрасной возможностью модно выглядеть и одновременно следовать посланию в Мишна Брура, комментарий XIX века в Шульхан Арух, еврейском кодексе практических положений Устного Закона, которое запрещает произносить благословления или, иначе говоря, молитвы в присутствии замужней женщины, если она остается с непокрытой головой.
Сегодня женщины, которые следят за последними веяниями моды, могут носить во время службы в синагоге шляпки-таблетки или биби вместо головных уборов или кружевных вуалек.
«Это так здорово, когда иудейские законы и мода следуют рука об руку! – говорит Эллисон Йозефс, ортодоксальная основательница сайта «Евреи в городе». – Благодаря моде соблюдающие евреи могут находиться в тесной связи с местной культурой, и женщины не будут чувствовать себя исключенными из окружающего общества».
Часто религиозные женщины носят шляпки-таблетки поверх париков.
«Женщины, которые носят парик, не смогут заменить его подобной шляпкой, но украшать парик можно, – добавила Йозефс. – Это замечательный аксессуар».
Белла Басалели, которой принадлежит марка Bella’s Hats по продаже головных уборов и их деталей в Нью-Йорке и его округе, говорит, что почти половина всех головных украшений, которые она продает, – это шляпки-таблетки или биби.
У женщин, предпочитающих либеральные современные ортодоксальные синагоги, шляпки-таблетки и биби стали модной альтернативой для тех, кому надоело носить более традиционные головные уборы.
«Большинство этих девушек не стали бы носить ничего другого», – говорит Басалели.
Большинство шляпок биби от Басалели стоят от $40 до $120. Она решила начать свой бизнес после того, как два года назад, собираясь на бар-мицву своего сына, она вынуждена была заплатить «пожалуй, слишком много» за шляпку-таблетку в бутике на Лонг-Айленде.
«Я хотела головной убор, который бы отличался от того, что я обычно надевала в синагогу, – говорит она. – Поскольку случай был особым, я решила надеть шляпку-таблетку. Такие шляпки уже входили в моду в нашей синагоге, но это был первый раз, когда я позволила себе купить такую».
Лея Цвейхорн часто надевает шляпку-таблетку в современную ортодоксальную синагогу в своем округе Квинс (когда она только вышла замуж, Цвейхорн постоянно покрывала волосы; теперь она это делает только в синагоге). Недавно на одну из свадеб в своей семье она выбрала шляпку-таблетку, которая идеально сочеталась с ее платьем.
«Они гораздо интереснее обычных шляп, – говорит Цвейхорн. – Также я обнаружила, что мне сложно общаться с людьми, особенно в переполненном помещении, если я в шляпе. Она в какой-то степени закрывает мне обзор. Но что еще более важно, многие шляпы закрывают уши, и от этого я хуже слышу».
Цвейхорн привлекла всеобщее внимание, когда стала носить биби, а для синагоги она просто выбирает более объемные биби, чтобы прикрыть больше волос.
«Для моего мужа очень важно, чтобы женщины в синагоге прикрывали волосы, поэтому я предпочитаю носить что-то более значительное», – говорит она.
И в самом деле, не все синагоги или раввины согласны узаконить шляпку-таблетку в качестве головного убора. Некоторые синагоги в Англии, где шляпки-таблетки набрали популярность задолго до «эффекта Кейт», прямо указывают, что такие головные уборы непозволительны.
Например, на сайте синагоги Borehamwood and Elstree, находящейся за пределами Лондона, говорится: «Все замужние еврейские леди обязаны носить шляпу или иной головной убор (а не просто какую-то «таблетку») во время пребывания в синагоге».
Но раввин Бенжамин Скайделл из общины Orach Chaim, современной ортодоксальной синагоги на Манхэттене, объясняет, что биби, даже самая маленькая, может считаться абсолютно кошерной. Он приводит в пример тексты Талмуда, в которых говорится, как нужно покрывать голову, но ничего не сказано о том, сколько волос должно быть убрано под головной убор. Ведутся даже дискуссия о том, достаточно ли носить на голове сеточку (помните, давным-давно женщины носили именно сетки).
«Шляпка-таблетка вполне соответствует минимальным требованиям», – говорит Скайделл.
Но раввин также признает, что многие женщины, которые надевают подобные шляпки в синагогу, меньше пекутся о правилах Талмуда и больше заботятся о том, как приблизить давнюю традицию к моде.
«Для большинства современных ортодоксальных женщин это всё пережитки прошлого», – говорит он об этих женщинах, которые покрывают голову в синагоге.
Для женщин в консервативных общинах появление биби – знак того, что время меняется. Джоанна Гинберг, которая посещает эгалитарную синагогу (синагога, признающая равные права мужчин и женщин. – Прим. переводчика) в Нью-Джерси, говорит, что, по ее мнению, такие шляпки начали появляться только в последние годы. В начале этого года она даже устроила шляпную вечеринку, на которой среди прочего продавали шляпки-таблетки.
Один из недостатков этого убора в том, что он не имеет ничего общего со скромным внешним видом.
«Глупости (от идиш. potchky) всё это», – считает Цвейхорн, используя выражение на идиш, обозначающее действие, отнимающее много времени.
В отличие от обычной шляпы, которую можно водрузить на голову, чтобы скрыть плохое состояние волос, шляпка-таблетка требует идеального состояния прически.
«Мне не нравится выглядеть так, будто у меня на голове повязка или обруч, поэтому я всегда прикрываю его собственными волосами, – объясняет она. – А это отнимает больше времени».
Но в конечно счете оно того стоит!
«Их так здорово носить, – говорит Цвейхорн, – и я твердо намерена увеличивать свою коллекцию».
Автор: Люси Коэн Блаттер