Как талантливые математики и археологи открывают секреты букв, начертанных более 2500 лет назад, и подбирают ключи к тайне написания Библии.
Каким образом административные документы, которым 2600 лет и которые написаны на глиняных черепках, могут быть совмещены с компьютерными алгоритмами? И как обычные пользовательские программы и срочные запросы об укреплении армии, канувшей в Лету, помогут нам докопаться до первоисточника Библии?
Команда математиков, физиков и археологов-авантюристов из Университета Тель-Авива участвует в квесте на основе высоких технологий, чтобы найти ответы на эти вопросы и приоткрыть завесу тайны над несколькими письменными документами времен Первого Храма, которые дошли до наших дней.
Реконструкция Храма Соломона
Высокие технологии, используемые исследователями, не только произведут революцию в способах изучения древних надписей, но позволят яснее представить уровень грамотности в древних царствах Израиля и Иудеи. В конечном итоге работа ученых сможет пролить свет на интереснейший вопрос, когда впервые были написаны библейские тексты.
За сотни лет до Рукописей Мертвого моря
Проект был начат шесть лет назад израильским археологом Финкельштейном и физиком Эли Пиасетским, причем оба ученых уже были экспертами в науках, занимающихся изучением прошлого. Финкельштейн – один из ведущих авторитетов в библейской археологии – требует более научного подхода к этой дисциплине и критически относится к более классическим точкам зрения, которые, как он полагает, делают открытия в этой области более усредненными, чтобы подтвердить библейское повествование.
По мнению Финкельштейна, с помощью новых и более точных технологий, помогающих определить возраст и взять ДНК древних людей из их костей, за последние годы археология переживает настоящую революцию.
Оба ученых занялись применением современных научных методов к текстам, написанным до разрушения Первого Храма в 586 году до н.э., то есть за сотни лет до знаменитых Рукописей Мертвого моря.
В период Первого Храма документы чаще всего писались на хрупком папирусе и до нашего времени не сохранились. Но в последнее столетие на Святой земле археологи выкопали по меньшей мере четыре крупных сокровища – черепки с надписями на них в раскладке букв иврита, относящихся к палеопериоду в древней Иудее и Израиле.
Черепки легко сохраняются со времен Древнего мира и часто используются в военном или гражданском государственном аппарате, послания написаны чернилами на тяжелой керамике.
Такие фрагменты также известны как остраки – черепки с надписями, применявшиеся при тайном голосовании, когда решался вопрос об остракизме (от названия гончарных осколков, на которых древние афиняне при голосовании могли писать имена кандидатов на изгнание из города; отсюда и произошел термин «остракизм»).
Пример острака из древнего Египта, период Нового Царства – 550–1307 гг. до н.э. Фото: Wikimedia Commons
Загадочные тексты
Самая большая коллекция черепков периода Первого Храма найдена в Самарии, столице древнего Государства Израиль, и она датирована первой половиной VIII века до н.э., за несколько десятилетий до того, как государство было захвачено Ассирийской империей. Еще три группы черепков относятся к иудейской крепости и датированы концом VII – началом VI века до н.э. – периодом, когда вавилоняне и их союзники начали вторгаться в границы Иудейского царства.
Первым шагом науки стало изучение цифровых изображений коллекций, чтобы сохранить текст. После того как черепки были откопаны и вынесены на свет, чернила растворились и исчезли, объясняет Финкельштейн
Проект был передан в руки троих из 30 студентов, практически докторов математических наук – это Арье Шаус, Шира Файгенбаум-Головин и Барк Собер. Все трое отказались от многообещающей карьеры на высокотехнологичных оборонных предприятиях ради того, чтобы погрузиться в изучение черепков периода Первого Храма.
«Это прозвучит странно, но для меня более значимо то, чем я занимаюсь сейчас, – заявил Файгенбаум-Головин, бывший специалист по программному обеспечению в гигантской компании Amdocs. – Теперь я чувствую, что делаю небольшой, но значительный вклад в человеческие знания».
Первым вызовом для всей троицы стало конструирование камеры, которая могла бы делать многоспектральные снимки черепков – фотографии высокого качества, которые захватывали бы части спектра, невидимые для человеческого глаза, включая инфракрасный диапазон. Подобный метод используется для оцифровки Рукописей Мертвого моря. В случае с черепками трем математикам пришлось проявить еще больше находчивости.
«Мы одолжили дорогую камеру и поняли, что у нас появилась возможность воспроизвести это по недорогой цене, – сказал Собер, один из математиков. – Мы разобрали камеру Canon и создали систему, которая снижает затраты с десятков тысяч долларов до пары тысяч».
Итак, импровизированная система выдала великолепные результаты. Чернильные надписи на черепках не только стали более читаемыми, в некоторых случаях на изображениях проступили надписи, которые ранее оставались незаметными.
«Однажды техник по ошибке сфотографировал оборотную сторону черепка, которая считалась пустой, и на фотографии отразились четыре четкие строки текста, – рассказал во время экскурсии по лаборатории Шаус, третий математик из команды. – Черепок находился в музее уже 50 лет, и никто не обращал на него внимания».
Новый текст еще надо расшифровать, но теперь, конечно, планируется сфотографировать заново все черепки, у которых на обратной стороне тоже могут быть какие-то надписи.
Используя снимки, команде удалось разработать алгоритмы, которые позволяют компьютерным программам распознавать символы, написанные от руки на иврите палеопериода, уменьшив возможность ошибок в определении той или иной букве.
«Ранее специалисты по эпиграфике вручную расшифровывали надписи, что превращалось в субъективный, интерпретативный процесс», – пояснил Шаус.
Последние дни Иудеи
Что же до непосредственного содержания документов, переведенных учеными за последние десятилетия, в большинстве своем оно достаточно прозаично.
Например, большинство черепков, найденных в отдаленной иудейской крепости Арад в пустыне Негев, адресованы начальнику военного гарнизона Эльшову и приказывают ему распределить вино, масло и хлеб между солдатами.
Но на некоторых черепках есть и более драматические надписи, свидетельствующие о последних днях Иудейского Царства.
Так, один из черепков Арада (возможно, отправленный главному командованию Эльшова) – это явно написанный в панике царем Иерусалима приказ «возлагаю на вас под страхом смерти» отправить подкрепление в близлежащий Рамат-Негев, что считается угрозой по отношению с соседствующим Эдомитам.
Мы не знаем, каким был ответ на послание, но вскоре после получения этого приказа Эдомиты, которые были союзниками вавилонян, прошлись по округу и разрушили крепость Арад.
Иеремия прав?
Еще более захватывает рассказ, который донес до нас, возможно, самый известный черепок того периода, который был найден в Лахисе, крупнейшем иудейском городе после Иерусалима. В списке отличившихся официальное лицо, находящееся за пределами города, после падения близлежащей крепости докладывает своему начальнику: «Мы видим сигналы из Лахиса, но мы больше не видим Азека».
Ученые восприняли это как подтверждение библейского повествования об Иеремии, в котором говорится об Азеке и Лахисе как о последних укреплениях Иудеи, павших до того, как Иерусалим был осажден и разрушен вавилонским царем Навуходоносором II.
Но самая замечательная часть проекта Тель-Авивского университета выходит за рамки содержания черепков, и для этого было необходимо выяснить еще больше сведений о людях, писавших на них. Это и было сделано благодаря статистическому исследованию, предпринятому нашей неутомимой тройкой математиков.
Сегодня эксперимент ставится на арадских надписях: его цель – установить, сколько разных людей кроется за письменами, которые доходили до небольшого гарнизона, в котором размещалось, возможно, не более полусотни солдат.
Исследователи выбрали 17 из приблизительно 100 черепков, которые были там найдены, и запустили программу, сравнивавшую почерки.
«Был ли это единственный писарь, записывавший все приказы Эльшова и других в крепости, – или там было много людей, умевших читать и писать? Была ли распространена письменность – или это всего лишь инструмент элиты?» – вопрошает Финкельштейн.
Результаты исследования хранятся в секрете и не подлежат печати в научном журнале. Но Финкельштейн уверен, что существует достаточно свидетельств, что в конце VII века до н.э. Иудея была царством с относительно высоким уровнем грамотности.
«Грамота было настолько распространена, что ее использовал даже самый последний начальник в маленьком гарнизоне посреди пустыни, – заявил Финкельштейн. – Должно быть, уровень грамотности обеспечивался крупной образовательной системой». Он отметил, что исследование не просто обрисовывает структуру позднего Иудейского царства, но и является ключом к пониманию того, каким образом в те времена могла вестись литературная работа.
Ученые дискутируют, были ли библейские тексты впервые записаны до разрушения Иерусалима, или после того, как высланные иудеи возвратились из Вавилонского изгнания в Персию, или даже в поздний эллинистический период.
«Проблема в том, что мы располагаем очень маленьким, даже незначительным количеством иудейских надписей на иврите с 586 года вплоть до периода Второго Храма (династия Хасмонеев), – подчеркнул Финкельштейн в интервью Haaretz. – С другой стороны, мы видим, что до изгнания в поздний монархический период изучение грамоты было поставлено на вполне серьезном уровне».
Это дает право предположить, что по меньшей мере некоторые части Святого писания могли быть написаны до изгнания, считает Финкельштейн. Долгое время он придерживался теории, что раннее ядро библейского текста могло быть записано через некоторое время после ассирийского завоевания Царства Израиль, где-то в 720 году до н.э., поскольку небольшое Царство Иуды боролось за право принимать беженцев из некогда процветающих северных земель.
В этом контексте часть библейского повествования послужила объединению различных традиций двух народов и созданию общности взглядов. «Целью было создать единое государство, единый народ, единый Израиль», – считает Финкельштейн.
Автор: Ариэль Давид