«Мы ничему не научились»

Переживший Холокост Нейт Лейпцигер видит много общего с собственным жизненным опытом, следя за происходящим на Ближнем Востоке и новостями о всё новых террористических атаках.

«Мы ничему не научились. Это трагедия. Мы не извлекли из истории никаких уроков», – сказал он во время телефонного разговора в пятницу. Сейчас 87-летний Лейпцигер читает лекции о Холокосте молодежи и недавно написал книгу о своей жизни. Он заявил, что убийство 6 миллионов евреев нацистами стало возможным из-за молчания общества. «Мы систематически подвергались дискриминации. Первое, что они сделали, отобрали наши права человека и объявили нас не людьми. Мир смолчал».

«Мы думали, что в 1945-м уничтожили всё зло, но силы зла пришли к нам с другой стороны»

Он надеется, что тот кошмар никогда больше не повторится, что граждане не будут стоять в стороне и не допустят повторения дискриминации. «Как переживший эти события, я чувствую себя обязанным предостеречь мир от того, что может произойти, если мы не проявим сострадание и родственные чувства к гонимым людям».

Когда он говорит с 600 своими студентами в Су-Сент-Мари, то задает им простой вопрос: «Кем вы хотите быть – сторонним наблюдателем или тем, кому не всё равно? Хотите помогать людям – или собираетесь отвернуться и сказать: «Это меня не касается»?» Лейпцигер говорит, что сегодняшней молодежи сложно осознать всю чудовищность убийства 6 миллиона евреев во время Холокоста, поэтому он фокусируется на жизни одного мальчика – себя самого.

В 1939-м, когда началась Вторая мировая война, ему было всего 11 лет. И сразу же после ее начала его семью сослали в гетто для польских евреев. В 1943 году он и его отец были отправлены в концлагерь Освенцим, но смогли там выжить до освобождения лагеря союзниками в 1945-м. Он рассказал, что отец вытащил его из строя и тем самым спас ему жизнь: «Он выхватил меня из лап смерти и взял собой в трудовой лагерь».

Лейпцигер стал учеником электрика, большую часть войны проведя в различных трудовых лагерях. После эмиграции в Канаду в 1948 году он стал инженером-электриком и соучредителем успешной инженерной фирмы. Его компания открыла двери для всех иммигрантов. «Мы принимали на работу всех – будь то венгры, вьетнамцы, русские, угандийцы или кто угодно другой, – сказал Нейт Лейпцигер и добавил: – Я делал то, что и должен был сделать в своей жизни для снижения уровня дискриминации».

Недавние атаки террористов в Париже показали ему, как много еще предстоит сделать. «Мы думали, что в 1945-м уничтожили все проявления зла, но силы зла пришли к нам с другой стороны», – заключает Лейпцигер.

Похожие статьи