Эксклюзивное интервью лидера еврейских повстанцев Иуды Маккавея

Ханука, праздник света… Перед глазами сразу возникают зажженные свечи, обернутые в золотую фольгу шоколадные монетки и счастливые семьи за большим столом.

Но есть и другая сторона истории. По сути, в Хануку отмечают чудесную победу еврейских повстанцев над деспотичным правительством Селевкидов (сирийцы и греки). Это сложная, жестокая история, которую мы представляем для наших детей в лучшем свете.

Благодаря небольшому ханукальному чуду мы взяли интервью у великого Иуды Маккавея

Старейшины боялись, что евреи спасуют перед враждебной силой, утратят свои моральные ценности. С тех пор и появился этот праздник, и мы отмечаем чудесную историю масла. Маленького сосуда оливкового масла, рассчитанного на один день, хватило, чтобы менора горела целых восемь дней, и этого оказалось достаточно, чтобы изготовить новое масло. Более того, в Гафтаре, отрывке из книг Пророков, предназначенном для ханукального шабата, говорится: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф».

Тем не менее история Хануки фактически построена на крови греков и евреев – говорящих по-гречески, но не ассимилированных. В честь этого праздника мы предлагаем вашему вниманию интервью с одним из иудейских сепаратистов. Благодаря историческим исследованиям и, конечно, небольшому ханукальному чуду мы смогли взять интервью у великого Иуды Маккавея – еврейского борца за свободу и главного стратега Восстания Маккавеев в 167 году до н.э.

ПЛОНИ АЛЬМОНИ: Г-н Маккавей, мы рады беседовать с вами сегодня.

ИУДА МАККАВЕЙ: И я рад, Плони.

ПА: Пожалуйста, расскажите нам немного о себе.

ИМ: Ну, я приехал из деревни Модиин где-то в 20 милях от Ершалаима. У меня четыре брата, я был средним сыном. Мы из рода коэнов, мои предки были первосвященниками в Храме.

ПА: А откуда появилось имя Маккавей?

ИМ: Я получил это имя после того, как началось восстание. По звучанию оно очень похоже на арамейское слово «молот», но должен вам сказать, на самом деле это… как переводится roshei teivot?

ПА: Аббревиатура?

ИМ: Точно! Это буквы алфавита – Mem, Kaf, Bet, Yud. То есть Mi Kamocha Ba’elim Hashem – «Кто подобен Тебе, Господи, между богами?».

ПА: Интересно. Расскажите о восстании. Вы участвовали с самого начала?

ИМ: Вообще-то нет. Первым взялся за оружие, как теперь принято говорить, мой отец Матисьяху. Или, чтобы не путать его с тем певцом «регги-хасидом», – Маттафия.

ПА: Что же случилось дальше?

ИМ: Тогда был тот новый император Антиох… (Сплевывает.) Он называл себя Антиох Эпифан, что означает «Б-г в человеческом обличии». Но мы все называли его просто Эпифан, что означает «безумный». Так или иначе, его люди попросили поддержки у моего отца, поскольку после того, как запретили шабат и брит-милу, им стало трудно поддерживать еврейские традиции. Мой отец был верующим, служителем Б-га, коих тогда немного осталось, поэтому он отказался. Однажды посреди города греки установили большой помост и привели еврея, который должен был совершить жертвоприношение со свиньей. Представляете?! Свинья! На алтаре! Идолопоклонничество! Этого мой отец уже не выдержал. Он взялся за меч, взбежал на помост и разрубил его! (Делает выпад.) Разрубил как котлету! Это и послужило началом войны.

ПА: Получается, первой жертвой войны пал еврей?

ИМ: Разве что формально. Многие евреи сражались на стороне греков.

ПА: Вас это не смущает?

ИМ: Конечно, смущает. Я стремился покончить с оккупацией Эрец Исраэль иноверцами, а не убивать собственных братьев! Но, увы, они уже не были мне братьями.

ПА: Что вы хотите этим сказать?

ИМ: Представьте, что вы еврей, живущий во Франции во время Второй мировой войны. Вы становитесь партизаном, сражаетесь с нацистами – и однажды берете в плен местного коллаборациониста по имени Кац или Гольдберг. Будете ли вы оплакивать его?

ПА: Вы сравниваете Селевкидов с нацистами?

ИМ: Не совсем. Как повелитель империи Александр Великий был очень даже ничего. И сегодня многих евреев зовут Александр, хотя со времени его смерти сменилось несколько поколений. Его военачальники поделили империю между собой и оставили свои царства детям в наследство, ну и т.д. и т.п. Но в результате мы имеем дело с ублюдками вроде Антиоха… (Снова сплевывает.) Он объявил, что каждый изучающий Тору будет предан смерти – в буквальном смысле!

ПА: Просто ужасно... И как вы поступили?

ИМ: Что мы могли сделать? Мы хранили старые обычаи в тайне. Кстати, традиция читать Гафтару появилась именно тогда, когда публичное чтение Торы было запрещено, поскольку технически это не является частью Торы. Улавливаете?

ПА: Расскажите еще о восстании.

ИМ: Да, да. Куда же без восстания! Нас было намного меньше, чем греков и их приверженцев. Они были лучше вооружены и обучены… А мы не были солдатами. Но нам пришлось воевать – ведь если не сражаться, то свободу не обретешь! А мы сражались не просто за свободу, но за нашу нешаму – душу! Пришлось нам сменить стратегию. Теперь это называют партизанской войной. Мы нападали из засады, по ночам, и делали всё, чтобы враг не смог воспользоваться своими преимуществами.

ПА: И тем не менее мир был поражен тем, что вам удалось освободить Иудею от греков.

ИМ: Поверьте, мы были удивлены не меньше! Всё, что мы могли, это попытаться, остальное было в руках Ашема. Только вера помогла нам воспрянуть духом и сражаться, Барух Ашем! Там, наверху, решили, что наши враги – это и его враги, и они должны пасть первыми.

ПА: Захватывающе. А как вы отвечаете на заявления, что вы и ваши последователи – всего лишь фанатичные зилоты, религиозные террористы?

ИМ: Ага, вот, значит, к чему вы ведете в этом интервью?!

ПА: Вопрос по существу. Ведь вы воевали за религиозные убеждения, а затем вынудили других следовать им.

ИМ: Я воевал, потому что на улицах убивали моих братьев и сестер. В Талмуде сказано, что ты не должен сидеть сложа руки, если твой сосед проливает кровь!

ПА: Но ведь этого можно было избежать, если бы вы следовали требованиям Селевкидов?

ИМ: Да, если бы мы позабыли Учение, если бы отреклись от Авраама, Ицхака, Иакова, Сары, Ривки, Рахель и Леи, они оставили бы нас в живых. Только что это была бы за жизнь?! Ведь вы – американец, не правда ли?

ПА: Да, но не вижу связи…

ИМ: А вы знаете, чем занимались ваши отцы-основатели?

ПА: Боролись за свободу Америки.

ИМ: Они проливали кровь за налоги! Народы из Англандии – Британии – мечтали взимать налог на что? На чай! Но Америка заявила: «Нет налогов без представительства». И поскольку король взимал данный налог, не предоставив колонистам, как это у вас называется, права голоса, они развязали войну! А у нас было еще больше причин сражаться за право соблюдать Тору!

ПА: Ну, это уж чрезмерно упрощенный подход к революции в Америке…

ИМ: Ага!

ПА: Итак, как вы описываете Маккавеев…

ИМ: Как вы сами сказали, это чрезмерно упрощенный подход.

ПА: Справедливо. Давайте поговорим о чем-то еще. Ваши братья и вы придумали праздник Хануки, который мы все знаем и любим. Что вы скажете о том, как Хануку отмечают сегодня?

ИМ: Честно? Мне кажется, суть утрачена.

ПА: То есть?

ИМ: Смотрите, мои братья и я, а когда я говорю «братья», то подразумеваю не просто мишпуху, но всех, кто противостоял грекам, – так вот мы делали всё, что могли, чтобы Империя не поглотила наш народ. Ханука – это праздник, который делает наш народ особенным. Это время вспомнить, что есть в жизни вещи, за которые стоит сражаться. А теперь его отмечают, как любой другой праздник. (Пожимает плечами.)

ПА: Понимаю. Да, традиции поменялись. Но хоть что-то в современной Хануке вам по сердцу?

ИМ: Ну, кому не нравятся латкесы… Вкусно!

ПА: Вам сметанки или с яблочным соусом?

ИМ: Ах! Сложный выбор. Мне и то и другое нравится.

ПА: Позвольте последний вопрос. Время от времени деяния ваших братьев, как и ваши собственные, становятся достоянием книг, телевидения и т.д. Как, по-вашему, лучше всего показать истинное Восстание Маккавеев?

ИМ: Забавно, что вы спрашиваете. Я разговаривал с этим парнем, Даниэлем Перецом. Он что-то там пишет – по-моему, это называется «постановочный сценарий». Вы об этом?

ПА: Киносценарий? То есть художественный фильм?

ИМ: Именно, киносценарий о Маккабим. Весьма неплохой. А теперь, насколько я понимаю, он еще и книгу хочет… Как это называется? Ну, книга с картинками?..

ПА: Комиксы?

ИМ: Точно! Он много работает. Говорит, у него своего рода начальная кампания по созданию книги.

ПА: Kickstarter, что ли?

ИМ: Да-да! Он просил передать вам это. (Передает бумажку.)

ПА: Это ссылка на сайт: http://goo.gl/EaVAap

ИМ: Это та книга, над которой работает г-н Перец. Наверно, вам понравится. В ней вся история – хорошие дела и не очень. Думаю, многие евреи и даже неевреи смогут много отсюда почерпнуть. Он говорит, что это как «300 в ермолках»… Не знаю, что это значит.

ПА: Ну, надеюсь, наши читатели всё поймут (нашим читателям понравится – в случае сокращения). Еще раз спасибо, что уделили нам время, Иуда. Счастливой Хануки!

ИМ: Хаг Ханука Самеах!

Автор: Даниэль Перец

Похожие статьи