Для поклонников раннего Болливуда очевидно, что жизни и карьеры актрис Сулочаны (урожденная Руби Майерс) и Прамилы имеют много общего.
Обе были невероятно популярны в индийской киноиндустрии во времена, когда индийских женщин часто не замечали вне дома. Обе потрясающе танцевали и обе сами управляли своей карьерой. Но, возможно, важнее всего то, что обе они были частью крошечного, но влиятельного еврейского населения Индии – сообщества, которое изменит растущую индийскую киноиндустрию. По словам Элизабет М.
Стивенс, куратора новой выставки «Багдадские евреи и Бней-Исраэль в Болливуде и за его пределами» в Центре еврейской истории в Нью-Йорке, Сулочане однажды заплатили больше, чем губернатору Бомбея.
Выставка «Багдадские евреи и Бней-Исраэль в Болливуде и за его пределами», которая будет проходить в Центре еврейской истории до 1 апреля 2016 года, рассказывает о роли двух старейших еврейских общин и их влиянии на шоу-бизнес того времени. Багдадские евреи – потомки купцов, которые прибыли в Индию из Багдада в XVIII–XIX веках; Бней-Исраэль (что в переводе означает «Сыны Израиля») пришли в Индию за несколько сот лет до этого и были некогда крупнейшей еврейской общиной Индии.
«Индийские евреи обеспечили настоящий взрыв в искусстве, – говорит Стивенс. – Еврейские актрисы помогали создавать историю после провозглашения независимости (Индия получила независимость от Великобритании в 1947 году). Они старались стать частью истории Индии». До независимости Индии еврейские актрисы вызывали недовольство своими скандальными персонажами и костюмами. Отчасти причиной того, что эти женщины сумели пробиться в индийской киноиндустрии, было то, что им не приходилось сталкиваться с культурными и религиозными ограничениями, с которыми их коллегам регулярно приходилось иметь дело. В1930 году Сулочана стала главной героиней новостей, когда зрители увидели ее в сцене долгого поцелуя в фильме Hamara Hindustan.
Фото принадлежит Американской федерации сефардских евреев
Как говорит Стивенс, зрители были потрясены такой близостью между неженатыми людьми, вынесенной на публику, – и добавляет, что после этого сцены поцелуев на десятилетия практически исчезли с экранов.
Беглый взгляд на фильмографию Сулочаны позволяет лучше понять ее передовое мировоззрение, которое она отстаивала. Такие ранние ее работы, как «Машинистка», «Королева кино» и «Дикая кошка Бомбея», сегодня могут рассматриваться как феминистические. Прамила же сделала себе имя, играя образованных женщин. Зрительниц больше привлекали ее современные образы, чем традиционные роли женщин-домохозяек. Сулочана и Прамила не только снимались в кино, они основали свои продюсерские компании и писали сценарии, сочиняли музыку.
Исполнительный директор Американской федерации сефардских евреев Джейсон Губерман-Пфеффер говорит о новой выставке «Багдадские евреи и Бней-Исраэль в Болливуде и за его пределами» в Центре еврейской истории в Нью-Йорке
Несмотря на феноменальный успех, большинство кинолюбителей не подозревали о еврейском происхождении любимых звезд. Однако еврейская тема вызвала отклик в сердцах индийских зрителей. Хорошим примером была постановка, а позже фильм Yehudi («Еврей») о преследованиях евреев в Древнем Риме. «В фильме есть и похищение, и убийство, и любовь, и непонимание. Это была популярная тема, и так или иначе это вызвало отклик», – говорит Стивенс.
Автор: Лакшми Ганди