В каждом поколении найдутся люди с тем же менталитетом, что и у греческих Селевкидов, которые не могли смириться с тем, что они составляют меньшинство в собственной империи, тогда как большинство придерживается совсем иных убеждений…
В нашем поколении современные Селевкиды – это ИГИЛ.
Мы, евреи, считаем, что наш праздник указывает на вечные ценности, которые актуальны на любом этапе истории. Один из главных уроков, который можно вынести из истории Хануки, состоит в том, что всегда важно уважать права меньшинства и право других народов сохранять свои традиции и культуру. Если бы Селевкиды сделали это, евреи бы не восстали, а греки не потеряли бы часть своей империи.
В иудаизме принято считать, что люди всех национальностей и вероисповеданий имеют право на существование и даже на обретение хорошего будущего в загробной жизни. Если нееврей следует семи законам сыновей Ноя, значит, он живет в соответствии с планом Б-га, даже исповедуя другую религию.
Пока евреи всего мира празднуют Хануку, я размышляю о том, что в каждом поколении есть доля людей с менталитетом Селевкидов. Они не следуют основным моральным принципам и не могут смириться с существованием культурных и религиозных традиций, отличающихся от их верований. Они под страхом смерти заставляют культурные и религиозные меньшинства менять свои культуру и религию. На протяжении человеческой истории существовало множество групп, которые вели себя подобно Селевкидам: крестоносцы, инквизиция, Альмохады из Марокко и персидские правители Аллахдад в Иране. Я могу сказать, что в наши дни ИГИЛ является современными Селевкидами.
ИГИЛ не может принять право светских умеренных мусульман, которые почитают Коран, на достойную жизнь. Они убили сирийского археолога, потому что тот посвятил свою жизнь сохранению древностей, которые они посчитали языческими. Они до смерти забили камнями и отрезали грудь у женщин-мусульманок, которые не подчинились их драконовской половой политике. Они выгнали из города пожилую суннитскую мусульманку, потому что она хотела пойти за покупками без мужского сопровождения. Она была вдовой и не хотела обременять своих сыновей. Гомосексуальные суннитские мусульманские мужчины были сброшены с крыш зданий только потому, что они предпочитали заниматься сексом с другими мужчинами, а не с женщинами. Неудивительно, что группа террористов-убийц, которая не уважает других суннитских мусульман, думающих по-другому, не будет уважать права меньшинства.
Сейчас международному сообществу пора встать на защиту езидов и христиан, живущих под гнетом ИГИЛ, так же как и мы когда-то боролись против Селевкидов. Если не победить ИГИЛ сейчас, оно продолжит угрожать не только бедным меньшинствам, живущим под их властью, но и всему человечеству. Пришло время действий, а не слов. Давайте помолимся, чтобы к следующей Хануке ИГИЛ стало историей – как это случилось с Селевкидами, крестоносцами, инквизицией, Альмохадами в Марокко и персидскими правителями Аллахдада в Иране.
Автор: Rachel Avraham