Посол Израиля: «Азербайджан должен быть представлен миру как современная модель совместного проживания» – ИНТЕРВЬЮ

Дан Став: «Трагедия армян в Османской империи является вопросом, который ни в коем случае нельзя политизировать, его должны решать историки»

Баку. Малахат Наджафова – АПА. Интервью АПА с послом Израиля в Азербайджане Даном Ставом

— Уже 4 месяца, как вы приступили к исполнению обязанностей посла в Азербайджане. Что вы думаете об Азербайджане и азербайджанцах?

— Спустя четыре месяца несколько затруднительно сказать, что у меня уже сформировалось всестороннее мнение об Азербайджане. Пока у меня есть впечатления. За 11 месяцев до того, как я приехал в Азербайджан, я получил назначение в эту страну и начал собирать информацию о ней. Я понял одно, та информация, которую я собрал, отличается от того, что я увидел, когда приехал. Первое, что меня удивило, это толерантность и открытость людей. Это не просто толерантность, это большая и глубокая терпимость по отношению к другим.

Фактически, те, кого я назвал другими, не являются другими. Здесь общество не делят на христиан, евреев и мусульман. Все они являются частями целого Азербайджана. Это исходит не из того, что есть представители других религий, и к ним нужно относиться терпимо, а из того, что их полностью воспринимают, потому что они являются частью единого целого. Я думаю, что Азербайджан представляет собой важную альтернативу Среднему Востоку. Средний Восток охвачен ненавистью, насилием и нетерпимостью. Однако Азербайджан является идеальной альтернативой ему. Это мои первые и важные впечатления об Азербайджане. Уверен, что в будущем я не изменю свое мнения.

— Как вы оцениваете отношения Израиля с Азербайджаном?

— Я считаю, что отношения Израиля с Азербайджаном уникальны, потому что эти отношения сформировались еще до создания обоих государств. Потому что евреи живут здесь тысячи лет. Они в каждом уголке страны смогли стать частью этой страны и общества, внесли свой вклад в культуру. Уезжая же отсюда, они берут и часть Азербайджана с собой, пропагандируя его за рубежом. Израиль был четвертой по счету страной, признавшей независимость Азербайджана. В следующем году мы будем отмечать 25-летие этого признания. Большое число евреев, живших в Азербайджане, переехали в Израиль. Но Азербайджан всегда в их сердцах, они горды представлять Азербайджан в Израиле. Среди местной общины есть некоторые НПО, старающиеся еще больше сблизить людей. Я считаю, что это очень важно. Как мы знаем, в наше время дипломатия – это не отношения между правительствами, президентами, премьер-министрами. Это также не дело парламентов и медиа. Самой большой базой этого являются межчеловеческие отношения. У нас же есть большие возможности в этой сфере.

— Сейчас конфликт между Палестиной и Израилем продолжается. Каким видит Израиль перспективы урегулирования этого конфликта?

— Этот конфликт несколько похож на ваш конфликт с Арменией. Мы верим в политическое урегулирование. Кто-то может сказать, что Израиль с военной точки зрения сильнее Палестины. Однако не важно, кто сильнее. Вопрос в том, сможем ли мы найти политическое решение проблемы с помощью двусторонних переговоров и международной общественности? Здесь международная общественность может придать импульс созданию благоприятной обстановки для этого. Наш премьер-министр Биньямин Нетаньяху и другие экс-премьеры приняли концепцию «двух государств для двух народов». 30 лет назад об этом невозможно было даже подумать. Потому что эта концепция широко не воспринималась в Израиле. Однако с 90-х годов, после встречи в Осло она была принята.

Каждый премьер-министр Израиля согласен был с ней. Вопрос состоит не только в рамках, а в характере соглашения. Наша позиция состоит в том, чтобы без каких-либо предусловий начать переговоры с палестинской стороной. Каждая сторона может выдвинуть любой вопрос. Сюда относится вопрос и палестинских беженцев, и вопрос евреев. Это все должно быть обсуждено. Мы верим, что обсуждение является единственным путем решения. Когда мы говорим о концепции «двух государств для двух народов», каждая сторона может принять это как часть финальной договоренности, выполнив которую, палестинская сторона сможет реализовать свое право на самоопределение. Однако к сожалению, другая сторона не горит желанием воспринять Израиль как национальный дом евреев. Это является основной причиной конфликта. Если ты не принимаешь другую сторону, то как можешь говорить о границе, урегулировании? Ты должен принять, что у евреев есть право выбрать себе родину, и этой родиной для них является Израиль. Только после этого можно говорить о границах, демилитаризации, экономическом сотрудничестве, вопросе беженцев.

Это комплексные вопросы, и я не говорю, что это легко. Однако если мы решим основной вопрос, другие решатся легко. Есть необходимость в продолжении переговоров, достижении компромиссов. Как сказал наш лидер, мирный договор между Израилем и Палестиной должен быть договором между двумя смелыми лидерами. Потому, что каждый лидер должен пойти на компромисс. Ни мы, ни противоположная сторона не можем получить всего. Поэтому необходимы политическая воля и отвага. Наш лидер предложил сесть за стол переговоров. Однако если нет желания решить основную причину конфликта, будет сложно добиться прогресса и решить конфликт.

— Израиль географически близок к Сирии. Что вы думаете о происходящем там конфликте?

— Трагедия в Сирии, за которую несут ответственность режим Асада и ИГИШ, должна быть решена. Мы не являемся стороной конфликта. На днях наш премьер-министр также открыто заявил об этом. Негативность ИГИШ не делает позитивным режим Асада. И наоборот. На наш взгляд ИГИШ такой же плохой, как и сотрудничающий с большими радикальными шиитскими группировками режим Асада. Хоть мы и не являемся частью конфликта, зато мы были одной из первых стран, оказавших гуманитарную помощь тысячам людей, пострадавшим от конфликта в Сирии. Израиль помог им. Второй же вопрос заключается в том, что мы не допустим, чтобы какая-либо третья страна посредством Сирии оказала военную помощь «Хезболлах». Эта террористическая группировка в Ливане и вместе с режимом Асада в Сирии совершает преступления.

— Ежегодно в парламенте Израиля выносится на обсуждение вопрос вымышленного «геноцида армян». Однако никаких решений не принимается. Некоторые оценивают это как средство давления на Турцию. Что вы можете сказать по поводу этого?

— Наша страна пережила такую большую трагедию как Холокост. В Израиле многие люди сочувствуют трагедиям других народов. Что же касается армянского вопроса и трагедии, я знаю, что этот вопрос ежегодно поднимается в парламенте Израиля. В связи с армянской трагедией наша позиция такова: у нас нет никаких сомнений в том, что сто лет назад на этой территории были убиты люди. Однако это вопрос, которым должны заниматься историки, поэтому его категорически нельзя политизировать. Имеются разные мнения о том, что произошло на самом деле, и все эти вопросы должны быть адресованы историкам. Мы не являемся частью политической дискуссии, однако считаем, что этот вопрос должен быть оставлен историкам.

— Как вы отметили, между Азербайджаном и Израилем очень хорошие отношения. Почему же тогда до сих пор в Израиле не открылось посольство Азербайджана?

— Я не знаю в чем проблема. Считаю, что этот вопрос должен быть адресован азербайджанскому правительству. Однако со своей стороны могу сказать, что открытие в Израиле посольства Азербайджана было бы очень хорошим событием. Как хорошо знающий свой народ человек могу сказать, что азербайджанский дипломат может сделать в Израиле многое. Наши двери всегда будут открыты для азербайджанских дипломатов. Они смогут информировать об Азербайджане не только тех, кто связан с Азербайджаном, но и весь израильский народ. Надеюсь, что посольство откроется. Однако Азербайджан – суверенное государство, которое само определяет приоритеты. Когда придет время, они примут решение.

Похожие статьи