250 тысяч евреев спас от нацистов во время Второй мировой войны марокканский король Мухаммед V.
«У нас в стране нет евреев, есть только марокканские граждане» – за эту твердую позицию ему на днях в Нью-Йорке посмертно присудили премию им. Мартина Лютера Кинга. Однако праведником народов мира все-таки не признали, потому что после войны он запретил репатриацию евреев в Израиль.
На днях у входа в синагогу «Бней-Йешурун» в Нью-Йорке выстроилась огромная очередь. Эти 700 человек пришли туда вовсе не для того, чтобы отпраздновать свадьбу или ночную бар-мицву. Они хотели отдать дань уважения марокканскому королю. Церемония была организована Всемирным институтом изучения иудаики KIVUNIM и посвящена учреждению премии им. Мартина Лютера Кинга и раввина Авраама Йегошуа Гешеля.
Первым ее лауреатом стал посмертно король Марокко Мухаммед V, который защитил 250-тысячное еврейское население своей страны от нацистов и их французских пособников в годы Второй мировой войны.
В начале 1940-х годов Марокко было французским протекторатом. Колониальные власти, подконтрольные союзному с нацистами французскому правительству Виши, попытались ввести антисемитское законодательство. Король, которому в то время было 32 года, решительно этому воспротивился: «У нас в стране нет евреев, – заявил он, – есть только марокканские граждане».
«Благодаря решительной позиции, занятой монархом, марокканская еврейская община не подверглась существенным преследованиям. До депортаций в нацистские лагеря смерти, как в Европе, дело тем более не дошло, – рассказывает генеральный секретарь еврейского сообщества Марокко Серж Бердуго. – Все марокканцы – евреи и мусульмане – пользовались защитой и покровительством короля». Этой наградой, как объясняет Бердуго, американское еврейское сообщество выразило глубокую признательность мужеству и принципиальной моральной позиции короля.
Мухаммед V скончался еще в 1961 году, награду приняла принцесса Лалла Хасна – внучка покойного и сестра нынешнего короля Марокко Мухаммеда VI, надевшая по случаю торжества блузу с традиционным орнаментом марокканских евреев.
Андре Азулай, советник Мухаммеда VI по еврейским делам, прочитал официальное обращение монарха к участникам церемонии: «События более чем 70-летней давности сегодня актуальны, как никогда. Речь идет не просто о славной странице истории.
Сегодня мы еще больше, чем когда-либо, должны вспомнить об уроках тех дней, чтобы решительно выступить против сил, стремящихся ввергнуть в хаос нашу культуру и цивилизацию. Коллективное самосознание нашего общества сегодня пытаются отравить идеями регресса и социальной архаики. Вспомнив сегодня уроки, преподанные моим дедом королем Мухаммедом V, мы можем восстановить ценности разума и взаимного уважения, которые, к глубокому сожалению, сегодня оказались преданы забвению во многих уголках нашего мира».
Слова короля кажутся особенно актуальными в свете последнего, октябрьского, отчета Центра Симона Визенталя. Согласно нему, в последнее время в Марокко участились случаи проявления антисемитизма. Так, например, два месяца назад в Касабланке состоялась демонстрация солидарности с палестинцами, участники которой расстреливали чучела ортодоксальных евреев. А в 2013 году в марокканский парламент были внесены два законопроекта, призванные запретить торговлю с Израилем, однако в результате всё-таки они не были приняты.
Интересно, что еще в 2007 году была предпринята попытка провозгласить Мухаммеда V праведником народов мира. С такой инициативой выступили упомянутые выше Серж Бердуго и Андре Азулай, присутствовавшие в Иерусалиме на инаугурации президента Израиля Шимона Переса.
Тем не менее инициатива признать короля праведником успехом не увенчалась. Из «Яд ва-Шема», занимающегося этими вопросами, сообщили, что признание человека праведником народов мира производится исключительно на основании свидетельских показаний переживших Холокост и присуждается специальной комиссией вне всякой связи с политической и международной конъюнктурой. «Праведником народов мира может стать только тот, кто спасал евреев во время Второй мировой войны, подвергая риску свою жизнь. Если нам передадут соответствующие свидетельства и документы, мы с радостью их рассмотрим», – сообщили представители музея.
Кроме того, хоть марокканские государственные деятели и уверяют, что Мухаммед V в принципе благосклонно относился к евреям и после создания государства Израиль позволил им беспрепятственно репатриироваться, история рассказывает о другом.
Марокканские евреи действительно в большинстве своем выжили во время Второй мировой войны, однако понимали, что все это только потому, что мусульмане их просто терпят, но вряд ли любят. И чувствовали к себе отношение как к людям второго сорта. А в 1948 году, после объявления известия о создании государства Израиль, произошли жуткие еврейские погромы в Уджде и Джераде.
В последующие несколько лет ненависть со стороны мусульман не утихала: евреев в Марокко похищали и зверски убивали. Вот почему они начали уезжать. Причем такими темпами, что уже в 1956 году тот самый король Мухаммед V и запретил выезд евреев из страны. Он не то чтобы боялся потерять всех евреев, скорее опасался, что другие арабские страны обвинят его в «помощи кадрами» молодому еврейскому государству.
Естественно, что эмиграцию этот запрет не остановил: евреи стали выезжать тайно, что не могло обойтись без трагедий. В начале января 1961 года маленькое судно «Эгоз», приобретенное «Моссадом» для нелегального вывоза евреев из Марокко в Гибралтар, перевернулось. Все 44 пассажира, половина из которых были детьми, утонули. После этого «Моссад» стал тщательнее готовить операции по спасению марокканских евреев, особенно детей. Например, уже через месяц 530 еврейских детей были отправлены на каникулы из Марокко в Швейцарию, а оттуда их моментально перевезли в Израиль.
Примерно в это же время король Мухаммед V умер, а пришедший на престол его сын Хасан II решил эмиграцию евреев все-таки разрешить, тем более, что ее и так было не остановить. Алия из Марокко в начале 60-х годов была одной из самых масштабных волн алии. И она не обошлась без курьезов. Например, Хасан II, настроенный религиозными фанатиками против телевидения, издал два указа.
Согласно первому, телевидение есть «любимейшее дитя Сатаны», а телевизоры – «прямые врата в геенну огненную, куда пусть идет весь мир от Америки до Китая, но только не правоверные мусульмане-марокканцы». Второй указ предписывал бесплатно раздавать телевизоры евреям, уезжающим в Израиль, чтобы они «увезли с собою это исчадье порока, источник соблазнов, сосуд растления и греха». Таким образом, прибывавшие в Землю Обетованную закутанные в бурнусы и с нахлобученными на головы чалмами репатрианты, к удивлению таможенников, просто сгибались под тяжестью телевизоров, хотя в самом Израиле регулярное телевещание началось лишь несколько лет спустя.
Автор: Роберт Берг