До кубинской революции 1959 года в стране проживало 20 000 евреев, принадлежащих к сефардской и ашкеназской общинам.
Подавляющее большинство кубинских евреев бежало после революции в США, преимущественно в Майами, и теперь они известны как Jewbans.
Сейчас на Кубе живет около 1500 евреев, их еще называют Jubanos, которые пытаются вновь обрести свою идентичность.
Когда к власти пришел Фидель Кастро, религия на Кубе оказалась под запретом. Кроме того, он национализировал предприятия и собственность граждан.
Jubanos одними из первых пострадали в результате революции. После национализации их предприятий кубинские евреи бежали преимущественно во Флориду и стали называться Jewbanos. Но они никогда не забывали о своих корнях.
евреев видится
стабильным и многообещающим
Никто точно не знает, когда первые евреи прибыли на Кубу, вероятно, они жили там начиная с XVI столетия, но лишь в 1906 году американскими евреями была построена первая на острове синагога. Первые пять десятилетий XX века евреи активно участвовали в экономической жизни страны.
В 1920–1930-х годах на Кубу приехали ашкеназские евреи, среди них были и марксисты, которые помогли основать политическую партию в стране. Но по иронии судьбы именно социалистическая революция практически уничтожила кубинскую еврейскую общину.
США и Куба разорвали дипломатические отношения в 1961 году, это был год массового исхода евреев с Острова Свободы. Примерно две трети общины уехало из страны.
Сегодня в Майами и его окрестностях живет примерно 2500 кубинских еврейских семей.
В то время как большинство Jubanos уехали, чтобы стать Jewbans и построить новую жизнь, у евреев, оставшихся на Кубе, дела стали налаживаться. В 1992 году в стране была изменена конституция и разрешена свобода вероисповедания.
Раввины из-за рубежа устремились на остров, чтобы рассказать евреям об иудаизме, ведь религия на Кубе была под запретом на протяжении почти двух поколений.
Со времени революции там не было раввина или моэля (человека, совершающего обрезание), а сегодня на острове есть только один кошерный мясник.
Теперь кубинские евреи пытаются вспомнить свою культуру, изучают религию и возрождают на острове еврейскую жизнь. В Гаване построены три синагоги, работает Еврейский общинный центр, известный как El Patronato, а также Сефардский еврейский центр Кубы.
Поскольку малочисленное сообщество восстанавливается, будущее кубинских евреев видится стабильным и многообещающим.
Автор: Erica Terry