Музыкальные инструменты сопровождают человечество с давних пор. Естественно, у каждого народа есть свои популярные музыкальные инструменты. Представители еврейского народа пользуются различными инструментами с библейских времен.
Их используют, чтобы звучание песни было особенным и приятным человеческому слуху. Следует отметить, что наши предки обратили внимание на то, как музыка влияет на психологическое состояние человека, и использовали это ее свойство.
Уже в те времена начали складываться представления о воздействии и восприятии звуков в зависимости от их высоты, от строения мелодии. В частности, и в Талмуде упоминается об усыпляющем действии на больного монотонной музыки.
В те далекие времена еврейские пастухи пели и играли на дудочках, и хотя сегодня трудно судить, что и как они пели и играли, но в Торе сказано, что музыка и танцы сопутствовали еврейскому народу в радости и печали.
В субботу и Йом-Тов, открывая дверцы арон а-кодеш, хазан распевает песнь Божественной славы «זמרות אנעים », начиная со следующих слов: «Я исполню сладкозвучные напевы и, как ткань из нитей, сотку слова для гимнов, ибо к Тебе взывает моя душа».
Одним из древних еврейских музыкальных инструментов является шофар, без него невозможно представить празднование Рош ха-Шана – еврейского Нового года. Божественные звуки шофара вот уже на протяжении нескольких тысячелетий сопровождают евреев, где бы они ни жили.
В псалмах перечислены несколько музыкальных инструментов, их регулярно упоминает царь Давид. Одним из его любимых инструментов была арфа. Она же стала символом города Иерусалима – в центре столицы Израиля возведен огромный мост в виде арфы как дань памяти царя.
В прошлом музыкальные инструменты у еврейского народа подразделялись на три класса (духовые, струнные и ударные):
– струнные инструменты: киннор (род треугольной арфы), небель (род лиры), цитра (киннор), цимбалы (псалтирюн, тимпанон);
– духовые инструменты: шофар (изогнутая труба из натурального рога), свирель и флейта (халиль); на этих инструментах играли в основном во времена радости, а рог использовали для сигналов и для возвещения о юбилее или о приближении опасности к городу;
– ударные инструменты: тамбурин и тимпан (род литавр). Упоминается еще инструмент, называемый по-еврейски «шаиишим», предназначенный для женщин и представлявший собой металлический треугольник. Играли также на обычных барабанах и бубнах (слово «бубен» в переводе с иврита означает «тоф Мирьям» – имя сестры Моисея).
До наших дней дошли лишь простые по конструкции и наиболее прочные инструменты: цимбалы, колокольчики и трещотки, изготовленные из металла, керамики или кости.
Царь Давид и его сын Соломон заложили структуру еврейского царства и отвели музыке почетное место в его культуре. Согласно Торе, в царствование Давида музыка была введена и в храмовый ритуал.
А во времена Второго Храма у евреев сформировались три разновидности музыки – храмовая, дворцовая и народная, сопровождавшая труд и отдых. Соответственно, музыканты имели свой личный «социальный статус» и подразделялись на три вида: так, в народном быту люди играли на духовых тростниковых инструментах, жрецы – на шофарах и трубах, а храмовые музыканты – на лирах.
В псалме 150 «Аллилуйя – הללויה» перечислены восемь музыкальных инструментов: «Восхвалите Бога, трубя в шофар, восхвалите Его, играя на лире и на арфе, восхвалите его под звуки бубна и с плясками. Восхвалите Его, играя на органе и на флейте! Восхвалите Его под звон цинбал, восхвалите Его под звуки труб! Всякая душа да восхвалит Бога!»
В эпоху сионизма еврейские композиторы занялись созданием национальной музыки, связанной с возрождением народа на своей древней земле. Они вслушиваются в голоса Земли Израиля, изучают музыкальную культуру разных еврейских этнических общин и ближневосточных народов.
В фольклоре горско-еврейского народа можно выделить несколько музыкальных инструментов – их в прошлом использовали ашуги и музыканты, которые играли на свадьбах, торжествах и еврейских праздниках.
В книге «История и культура горских евреев Кавказа» Л.А. Микдаш-Шамаиловой на странице 98 я нашла информацию о национальном музыкальном инструментарии, общераспространенном на Кавказе: тар, кеманча (комонча), гармоника (арган), баян, аккордеон, кларнет, барабан (говол), бубен (теп), дудук и зурна.
На Кавказе издавна славилось и высоко ценилось искусство свадебных музыкантов. Трио инструментального ансамбля могло состоять из музыкантов, владеющих следующими инструментами: тар, кеманча и говол – или кларнет, гармонь и нагара.
В свой репертуар они могли включать и музыку разных народов, что способствовало распространению лучших образцов многонационального фольклора.