Религиозного самосознания бывших жителей СССР, после развала Советского Союза, в условиях демократии начало ускоренными темпами возрождаться. Стали восстанавливаться молельные дома и всё больше и больше людей устремились к своим истокам.
Народ, живший на протяжении 70-ти лет в условиях запрета и массового атеизма, будто бы проснулся от долгой спячки. Но несмотря на это, многие кавказские народы старались справлять свои религиозные праздники и соблюдать национальные традиции.
Мне часто по долгу службы приходится посещать семьи горских евреев в городах Израиля. Многие из героев моих статей, рассказывая о себе, часто сопровождают нашу беседу демонстрацией семейных фотографий. Так, ко мне попало это уникальное исторического значения фото, на котором запечатлены вместе раввин, мулла и священник.
1958 год. В доме главного раввина горских евреев Баку и Кавказа раби Симанду Симандуев многолюдно. В общине горских евреев траур, ушёл из жизни праведник рабби Симанду. Люди всё прибывают и прибывают. В комнате, над телом покойного, склонив головы, стоят религиозные лидеры мусульманской и христианской общин города.
Похороны светлой памяти рабби Симанду были подобно многотысячной демонстрации. Остановилось движение машин, и толпа людей (среди них: русские, азербайджанцы, евреи) медленно направилась в сторону синагоги горских евреев Баку, а затем по центральным улицам в сторону еврейского кладбища.
Мужчины, не скрывая слёз плакали. Люди помнили благородные дела рабби Симанду, когда он во время войны помогал солдатским вдовам и их детям, сиротам и нуждающимся, бесплатно проводил брит-мило новорождённым, читал поминальные молитвы.
Родился рабби Симанду в 1893 г. в семье раввина рабби Аhару (до революции). Его брат рабби Нофтоли после смерти отца служил в синагоге «Гиляки» в Еврейской – Красной Слободе (во время и после Великой Отечественной войны).
Раби Симанду Симандуев - участник Первой Мировой войны, делегат 1-го Всекавказского съезда горских евреев (15 июня 1917 год). «Достур рабби» он получил от своего отца рабби Аhару, который дал религиозное образование не только своим сыновьям Симанду и Нофтоли, но и другим горско – еврейским раввинам. В разное время, раби Симанду служил раввином в синагогах Красной Слободы, Буйнакска, Махачкалы и Баку.
Несмотря на то, что в СССР религиозная активность в основном находилась под запретом, тем не менее, еврейские общины Кавказа в гораздо меньшей мере оказались ассимилированы. Немалое значение для культурной и религиозной самоидентификации имели сохранившийся не только традиционный уклад жизни, общинная и семейная структура, но и роль раввинов в жизни общины того времени.
Именно они, несмотря на запреты, продолжали служить в синагогах и проводить все праздники и справлять бар-мицвы, брит-милы, хупу и т.д. Раввин исполнял функции хазана, шойхета, моэля и меламеда.
Из-за притеснений религиозных деятелей, отец многодетного семейства, раби Симанду вынужден был переезжать постоянно с одного города в другой. В 1937 г. проживая в г. Буйнакске, он работал на почте и служил в синагоге. Когда буйнакские евреи узнали, что власти хотят арестовать раввина, они организовали ему с семьёй побег.
Во время Великой Отечественной войны И.В.Сталин дал распоряжение об открытии религиозных заведений. Симанду Симандуева назначили главным раввином Баку и Кавказского региона. Рабби часто проводил брит-милы, читал поминальные молитвы, другие еврейские обряды, но всё это не давало ему нормальный доход для содержания семьи. Пришлось устроиться на работу ночным сторожем, а также служить в Бакинской синагоге, что располагалась на углу улиц Димитрова и Карганова. А чтобы находиться всё своё свободное время и в шаббат рядом с синагогой, он вынужден был сменить свою 3-х комнатную квартиру на 2-х комнатную, что располагалась поблизости в полуподвальном помещении. В этой тесной квартире они супругой воспитали 5 детей (4 сыновей и 1 дочь).
Скончался рабби Симанду в 1958 г. в возрасте 65-ти лет. Он ушёл тихо, вернувшись, домой с вечерней молитвы «Мааравит». Успев обмыть руки и прочесть молитву «нетилат ядаим» и потерял сознание. Когда вызвали «Скорую помощь» врач, опустив голову, тихо произнёс:
- Мы уже не можем ему ничем помочь…
Черно-белое фото – запечатленный миг из прошлого. Это фото напоминание нам, что среди нашего народа было немало патриотов, и в первых рядах именно наши раввины. Похороны рабби Симанду - свидетельство того, каким уважением и почетом он пользовался в народе. Он мечтал о дне, когда его дети, внуки и правнуки, а также все евреи, не скрываясь от властей, спокойно будут молиться в синагогах и читать Тору. Потомки рабби Симанду в настоящее время проживают в Азербайджане, США и Израиле. Сбылась мечта раби, в настоящее время в синагогах Дербента, Махачкалы, Нальчика, Пятигорска, Красной Слободы, Баку, в Израиле и в других странах мира горские евреи свободно посещают религиозные заведения и справляют все еврейские праздники.