В Москве чиновников-взяточников будут вычислять, как террористов в Израиле

Теперь нечистого на руку бюрократа выдадут испуганное сердце, влажные руки и дрожащий голос.

Заммэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина заявила, что в этом году испытание на детекторе лжи пройдут 1,6 тысячи столичных чиновников. Проверять их будут на взятки и коррупцию.

— С особым вниманием тестируем на полиграфе тех, кто работает в системе закупок, – отметила она. – В экспериментальном режиме анализируем голос.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Полиграф, на котором проверяют чиновников, это, по сути, приставка к компьютеру. Он одновременно отслеживает 12 параметров в работе организма (а теперь еще отдельно слушает речь). Но главное, что выдает врунишку: ритмы сердца, потеющая кожа, ритм дыхания и изменения речи. Перед тестированием человека облепляют датчиками, надевают специальные зажимы на пальцы и микрофон на голову.

Вопросы «подозреваемому» задают примерно час. Компьютер регистрирует реакцию человека при ответах. Каждый на собственное вранье реагирует по-разному. Поэтому в самом начале испытуемого просят солгать специально. И смотрят на показания, которые выдал полиграф. Забилось сердце чаще – значит, во время теста будут больше внимания уделять сердечному ритму, именно он выдает вранье. Кожа стала влажной – тоже ясно. Обманывая, человек начинает сильнее потеть.

КАКИЕ ВОПРОСЫ ЗАДАЮТ

Есть в испытании служащих одна существенная деталь. Чиновник перед проверкой согласовывает все вопросы, которые ему будут задавать! Вот так – чтобы не запутаться в показаниях.

Как быть с ответом «да» на вопрос, нарушает ли служащий закон? Ведь он может не брать взятки, но при этом глушить рыбу на даче динамитом. Последнее, конечно, противозаконно, но нас-то интересует исключительно склонность к коррупции. Поэтому все вопросы максимально конкретны. Уточняется, пользовался ли чиновник служебным положением на последней работе. Брал ли взятки во время проведения торгов, оказывал ли кому-то покровительство.

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ГОЛОС

С этого года всех чиновников еще будут прослушивать с помощью израильского аппарата «К-фактор». В инструкции к устройству написано, что оно улавливает 160 первичных параметров голоса. Малейшие изменения - легкое заикание, хрипы или всхлипы – тут же будут замечены и учтены.

Израильская технология пока лучшая в мире. Этой стране хватает бесконечных угроз от соседей по Синайскому полуострову, поэтому быстро выяснить намерения человека – вопрос жизни и смерти. С помощью «К-фактор» в Израиле вычисляют террористов.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Как складывается судьба чиновника, уличенного в коррупции? Арестовать его нельзя – полиграф у нас не считается стопроцентным доказательством для суда.

– Мы передаем информацию о проверке на детекторе лжи руководителям подозрительных сотрудников, – рассказала «КП» пресс-секретарь Департамента по конкурентной политике Татьяна Семенова. – Обычно спалившихся людей переводят на должности, не связанные с торгами.

Фото: Дмитрий Полухин

А У НИХ

Кадровый сотрудник американского ЦРУ Олдрич Эймс около десяти лет тайно работал на советскую, а затем российскую разведку.

Он несколько раз проходил проверку на полиграфе – и ни разу проверка ничего не выявила.

Совет разведчика простой: «Просто расслабьтесь, не беспокойтесь, вам нечего бояться». Как ни поразительно, но немудреный принцип срабатывал идеально.

КОНКРЕТНО

И все-таки брать стали больше

Начальник столичной полиции Анатолий Якунин недавно рассказал, что аппетиты взяточников не уменьшились.

— Средняя сумма взятки из числа выявленных сотрудниками ОВД Москвы увеличилась почти вдвое – до 654 тысяч рублей, - заявил Якунин.

По его словам, в общей сложности в столице в 2015 году зафиксировано 9,2 тысячи экономических преступлений (рост за год на 6,9%). Но, конечно, это общая цифра – посчитали взяточников не только в государственной, но и в других сферах.

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

На работе пил? Жене изменял?

Вот и я опутан проводами полиграфа. Находится он прямо в Департаменте по конкурентной политике. Конечно, мне задавали не такие вопросы, как чиновникам. Потому что ответы заведомо будут некорректными. Ну что я могу сказать на вопрос: брали ли вы взятки на предыдущем месте госслужбы? Нет. И наполовину совру, потому что никогда на государевой службе не состоял.

Я честно пытался обмануть детектор, следуя распространенным мифам о полиграфе, так сказать, создавая условия для ложной реакции организма. Прикусывал язык, представлял пасторальные картинки альпийских лугов (чтобы уменьшить нервозность).

— Выпивали на рабочем месте? – спросили меня проверяющие.

— Э-э-э... это... Да? Нет!

— Залезали в долги из-за азартных игр?

— Точно нет!

— Изменяли ли вы жене?

— Нет!

— Вы совершали уголовные преступления?

— Нет. Ой. В общем, нет, - я вспомнил свою хулиганскую молодость.

Одни и те же вопросы повторялись по три-четыре раза. Пытали меня около часа. Но обмануть машину мне так и не удалось.

— Вас раскрыла сердечно-сосудистая деятельность, – заявила специалист. – Прибор зафиксировал, где, вероятно, была ложь, а где правда.

Похожие статьи