Кеннеди-младший о том, почему арабы ненавидят американцев. Часть 1

Роберт Кеннеди, племянник 35-го президента США Джона Кеннеди, опубликовал в издании «Politico» статью, в которой объясняет, что ситуация в Сирии – наглядный пример, доказывающий всю ошибочность действий США в арабском мире.

СПРАВКА:

Роберт Кеннеди-младший – президент Waterkeeper Alliance. Его последняя книга называется Thimerosal: Let The Science Speak (Тимеросал: Пусть свое слово скажет наука).

ПРИВОДИМ ТЕКСТ ПУБЛИКАЦИИ:

Отчасти из-за того, что моего отца убил араб, я не предпринимал никаких попыток понять последствия американской политики на Ближнем Востоке и, в частности, те факторы, которые порой вызывают кровопролитную реакцию против США со стороны исламского мира. Сегодня, когда мы размышляем об усилении «Исламского государства» и ищем причины того варварства и жестокости, с которой были осуществлены нападения в Париже и Сан-Бернардино, унесшие так много человеческих жизней, нам следует выйти за рамки удобных объяснений, что якобы все это из-за религии и идеологии. Вместо этого нам следует изучить более сложные логические объяснения, касающиеся истории и нефти, а также посмотреть, почему зачастую пальцем указывают на нас самих, обвиняя во всем Америку.

Нелицеприятная история жестоких американских вмешательств в Сирии, о которых американский народ знает очень мало, а вот сирийский — хорошо и подробно, стала благодатной почвой для насильственного исламского джихадизма, и сегодня мешает нашему государству эффективно ответить на вызов со стороны ИГИЛ. Пока американское общество и политическое руководство не узнают это прошлое своей страны, будут все новые вмешательства, усугубляющие кризис. Госсекретарь США Джон Керри на этой неделе объявил о «временном» прекращении огня в Сирии. Но поскольку американское влияние и престиж в Сирии минимальны, а прекращение огня не распространяется на ключевых действующих лиц в этой войне — «Исламское государство» и «Ан-Нусру» — перемирие в лучшем случае будет очень шатким. Точно так же, активизация военного вмешательства президента Обамы в Ливии, проявившаяся в американских авиаударах по учебному центру «Исламского государства» на прошлой неделе, не ослабит, а только усилит радикалов. Как сообщала 8 декабря 2015 года на своей первой странице New York Times, политические руководители и стратеги ИГИЛ активно провоцируют Америку на военные интервенции. Они из личного опыта знают, что благодаря таким действиям их ряды будут пополнять все новые боевики-добровольцы, голоса в защиту умеренности будут стихать, а исламский мир будет все больше сплачиваться против Америки.

Чтобы понять эту динамику, нам надо взглянуть на историю и, в частности, на истоки нынешнего конфликта с точки зрения сирийцев.

Еще задолго до того, как мы своей оккупацией Ирака дали толчок суннитскому восстанию, трансформировавшемуся на сегодняшний день в «Исламское государство», ЦРУ всячески способствовало расширению воинствующего джихадизма, используя его в качестве оружия холодной войны и отравляя ядами и без того непростые американо-сирийские отношения.

Эти действия порой вызывали скандалы в нашей стране. В июле 1957 года, когда в Сирии провалился организованный ЦРУ государственный переворот, мой дядя, сенатор Джон Кеннеди, вызвал возмущение в Белом доме Эйзенхауэра, у лидеров обеих политических партий, а также у наших европейских союзников, произнеся историческую речь, в которой он утверждал право арабского мира на самоуправление и призывал Америку положить конец империалистическому вмешательству в дела арабских стран. Всю мою жизнь, и особенно во время моих частых поездок на Ближний Восток, очень многие арабы с любовью вспоминали ту речь, и говорили мне, что это ярчайшее проявление идеализма со стороны Кеннеди, а также призыв к Америке вернуться к своим высоким ценностям, подтвержденным нашей страной в Атлантической хартии (один из основных программных документов антигитлеровской коалиции — прим. пер.).Это было официальное обязательство о том, что все бывшие европейские колонии после Второй мировой войны получат право на самоопределение. Франклин Делано Рузвельт заставил Уинстона Черчилля и лидеров других стран-союзниц подписать Атлантическую хартию в 1941 году в качестве предварительного условия американской поддержки европейцев в ходе войны против фашизма.

ЦРУ начало активно вмешиваться в сирийские дела в 1949 году — буквально через год после своего создания

Но во многом из-за Аллена Даллеса и ЦРУ, чьи внешнеполитические интриги зачастую шли вразрез с заявленным курсом нашей страны, мы не пошли идеалистическим путем Атлантической хартии. В 1957 году мой дед, посол Джозеф Кеннеди, участвовал в работе секретного комитета, получившего задание расследовать тайные операции ЦРУ на Ближнем Востоке.

В так называемом «донесении Брюса-Ловетта», под которым стояла и его подпись, говорилось о заговорах ЦРУ в Иордании, Сирии, Иране, Ираке и Египте. О них было хорошо известно в арабских странах, а вот американцы не знали об этом практически ничего, за чистую монету принимая опровержения своего правительства. Авторы донесения обвиняли ЦРУ в разрастании антиамериканизма, заявляя, что он каким-то таинственным образом «укореняется сегодня во многих странах мира». В донесении Брюса-Ловетта отмечалось, что такое вмешательство противоречит американским ценностям и компрометирует международное лидерство Америки, а также ее моральное превосходство без ведома американского народа. В донесении также говорилось, что ЦРУ никогда не задумывалось о нашей реакции на такие вмешательства, если бы их принялась осуществлять у нас в стране какая-нибудь иностранная держава.

Наверное, именно об этой кровавой истории скучают современные интервенционисты типа Джорджа Буша, Теда Круза и Марко Рубио, самовлюбленно повторяя свои заезженные штампы о том, что ближневосточные националисты ненавидят нас «за наши свободы». На самом деле, это не так; они ненавидят нас за то, что мы предали эти свободы в их странах.

***

Дабы американцы действительно поняли происходящее, важно проанализировать некоторые детали этой омерзительной и полузабытой истории. В 1950-е годы президент Эйзенхауэр и братья Даллесы (директор ЦРУ Аллен Даллес и госсекретарь Джон Фостер Даллес) отвергли все советские предложения о превращении Ближнего Востока в нейтральную зону холодной войны и о том, чтобы арабы сами управляли своими арабскими землями. Вместо этого они вели тайную войну против арабского национализма, который Аллен Даллес приравнивал к коммунизму — особенно когда арабское самоуправление стало создавать угрозу нефтяным концессиям. Они тайком оказывали мощную американскую военную помощь тиранам в Саудовской Аравии, Иордании, Ираке и Ливане, отдавая предпочтение марионеткам с консервативной джихадистской идеологией, поскольку считали ее надежным антидотом от советского марксизма. На совещании в Белом доме в сентябре 1957 года, где присутствовал директор ЦРУ по планированию Фрэнк Уиснер (Frank Wisner) и Джон Фостер Даллес, Эйзенхауэр дал управлению следующий совет: «Мы должны делать все возможное, подчеркивая аспект "священной войны"». Об этом свидетельствует служебная записка, составленная начальником его секретариата генералом Эндрю Гудпастером (Andrew J. Goodpaster).

ЦРУ начало активно вмешиваться в сирийские дела в 1949 году — буквально через год после своего создания. Сирийские патриоты ранее объявили войну нацистам, изгнали из страны своих французских колониальных правителей-вишистов и сформировали хрупкую светскую демократию по американскому образцу. Но в марте 1949 года демократически избранный президент Сирии Шукри аль-Куатли (Shukri-al-Quwatli) заколебался, не желая утверждать американский проект строительства трансарабского трубопровода от нефтяных месторождений Саудовской Аравии до ливанских портов, который должен был пройти по сирийской территории. В своей книге «Правдивая история» (Legacy of Ashes) историк ЦРУ Тим Вейнер (Tim Weiner) рассказывает о том, что когда Аль-Куатли начал демонстрировать нежелание участвовать в данном проекте, ЦРУ организовало переворот и заменило его тщательно подобранным диктатором и осужденным мошенником Хусни аз-Заимом (Husni al-Za’im). Едва Аз-Заим распустил парламент и утвердил американский проект, соотечественники свергли его. Страной он правил четыре с половиной месяца.

После нескольких переворотов и контр-переворотов в этой лишившейся покоя стране сирийский народ в 1955 году снова попробовал демократию, переизбрав Аль-Куатли и его Национальную партию. Аль-Куатли по-прежнему придерживался нейтралитета в холодной войне, но уязвленный тем, что американцы приложили руку к его свержению, он теперь начал склоняться в сторону советского лагеря. Из-за занятой им позиции директор ЦРУ Даллес объявил, что «Сирия созрела для переворота», и послал в Дамаск двух своих главных специалистов по организации заговоров Кима Рузвельта (Kim Roosevelt) и Роки Стоуна (Rocky Stone).

ЦРУ совместно с британской МИ6 сформировало «комитет свободной Сирии»

Двумя годами ранее Рузвельт и Стоун организовали переворот в Иране против демократически избранного президента Мохаммеда Моссадыка, когда тот попытался изменить условиях неравноправных контрактов с британским нефтяным гигантом Anglo-Iranian Oil Company (теперь это ВР). 

Моссадык был первым избранным лидером Ирана за всю его 4000-летнюю историю, а также популярным сторонником демократии в странах развивающегося мира. Когда Моссадык узнал, что британские разведчики в сговоре с ВР хотят организовать государственный переворот, он выгнал из страны всех британских дипломатов. Но он допустил роковую ошибку, не прислушавшись к мольбам своих советников также выгнать из Ирана ЦРУ, которое, как они верно подозревали, было причастно к британскому заговору. Моссадык идеализировал США, считая их образцом для новой иранской демократии, неспособным на такое коварство. Несмотря на настоятельные просьбы Даллеса, президент Гарри Трумэн запретил ЦРУ активно участвовать в британском заговоре по свержению Моссадыка. Когда пост президента в январе 1953 года занял Эйзенхауэр, он без промедлений спустил Даллеса с цепи. Свергнув Моссадыка в ходе операции «Аякс», Стоун и Рузвельт привели к власти шаха Резу Пехлеви (Reza Pahlavi), который благоволил к американским нефтяным компаниям. Но жестокость шаха в отношении собственного народа при поддержке США привела к тому, что в 1979 году вспыхнула Исламская революция, которая вот уже 35 лет досаждает нашей внешней политике.

Успешно проведя операцию «Аякс» в Иране, Стоун в апреле 1957 года прибыл в Дамаск с тремя миллионами долларов, чтобы вооружить и стимулировать исламских боевиков, а также подкупить офицеров сирийской армии и политиков, дабы те свергли демократически избранный светский режим Аль-Куатли. Об этом пишет Джон Прадос (John Prados) в своей книге Safe for Democracy: The Secret Wars of the CIA (Безопасно для демократии: тайные войны ЦРУ). Наладив сотрудничество с «Братьями-мусульманами» и имея в своем распоряжении миллионы долларов, Роки Стоун планировал убить руководителя сирийской разведки, начальника генерального штаба и руководителя коммунистической партии, а также организовать «национальные заговоры и различные силовые провокации в Ираке, Ливане и Иордании, чтобы возложить всю вину за это на сирийских баасистов. Тим Вейнер в своей «Правдивой истории» рассказывает о том, что план ЦРУ заключался в дестабилизации сирийского правительства и в создании предлога для вторжения со стороны Ирака и Иордании, чьи правительства уже находились под контролем ЦРУ. Ким Рузвельт предсказывал, что приведенное к власти ЦРУ новое марионеточное правительство будет «в первую очередь полагаться на репрессивные меры и деспотичное применение силы». Об этом говорится в рассекреченных документах управления, о которых написала газета Guardian.

Но даже всеми этими деньгами ЦРУ не удалось подкупить офицеров сирийской армии. Военнослужащие доложили баасистскому режиму о попытках подкупа со стороны ЦРУ. Сирийская армия в ответ вторглась в американское посольство и захватила Стоуна. После сурового допроса Стоун по телевидению сознался в своей причастности к иранскому перевороту и к неудачной попытке ЦРУ свергнуть законное правительство Сирии. Сирийцы выдворили из страны Стуона и еще двоих сотрудников американского посольства. Это был первый случай, когда дипломат из Госдепартамента США был изгнан из арабской страны. Белый дом Эйзенхауэра безосновательно назвал признание Стуона «фабрикацией» и «клеветой», и вся американская пресса во главе с New York Times проглотила это опровержение, а американский народ поверил в него, разделяя идеалистический взгляд Моссадыка на свое государство. Сирия провела чистки и избавилась от политиков, симпатизировавших США, а также казнила за измену всех связанных с заговором офицеров. США в ответ отправили в Средиземное море свой 6-й флот, пригрозили войной, а также побудила Турцию напасть на Сирию.

Турция сконцентрировала на сирийской границе 50-тысячную войсковую группировку и отступила лишь под напором объединенной оппозиции в лице Лиги арабских государств, чьи лидеры были возмущены американским вмешательством. Но даже после выдворения своих сотрудников ЦРУ продолжало тайные усилия по свержению демократически избранного баасистского правительства Сирии. ЦРУ совместно с британской МИ6 сформировало «комитет свободной Сирии» и вооружило «Братьев-мусульман», чтобы те ликвидировали троих руководителей из сирийского правительства, помогших разоблачить американский заговор. Об этом в своей работе The Preferred Plan: The Anglo-American Working Group Report on Covert Action in Syria, 1957 (Предпочтительный план: Доклад англо-американской рабочей группы о тайных действиях в Сирии, 1957 г.) написал Мэтью Джонс (Matthew Jones). Из-за коварных действий ЦРУ Сирия еще больше отдалилась от США и заключила многолетние альянсы с Россией и Египтом.

Продолжение следует...

Похожие статьи