Великая ирония: «прекрасный арийский ребенок» с обложки нацистского журнала – еврейская девочка

Хесси Левинсонсон-Тафт – активная женщина с необычной историей.

Помимо того что она – мать, жена, одна из выживших после Холокоста, преподаватель химии и всемирно известный защитник природных ресурсов, она еще и еврейский ребенок, чье фото было выбрано лидерами нацистов, чтобы служить типичным примером арийской расы.

Ее детский портрет красовался на обложке нацистского журнала Sonne ins Haus («Солнце в доме»).

Ее история стала известна во всем мире


Хесси Левинсон-Тафт родилась в Берлине, в семье Джейкоба и Полин Левинсон, граждан Латвии, которые эмигрировали в Берлин, чтобы учиться. Когда Хесси было 6 месяцев, ее отвезли к известному берлинскому фотографу Хансу Баллину, чтобы сделать фотопортрет.

Чуть позже немецкая уборщица фрау Клок, которая работала на ее родителей, сказала матери Хесси, что она узнала ее дочь на обложке журнала в витрине магазина. Полин не поверила этой новости, но фрау Клок попросила деньги и купила журнал. Всё оказалось правдой, портрет Хесси был на обложке нацистского журнала.

Фото: Ohad Zwigenberg, Yedioth Ahoronot

Полин Левинсон помчалась к фотографу, чтобы узнать, что же произошло. Отведя женщину в сторону, тот рассказал, как Имперское министерство народного просвещения и пропаганды, возглавляемое Йозефом Геббельсом, объявило среди 10 лучших фотографов Германии конкурс детских портретов – конкурс на фотоплакат идеального ребенка арийской расы. Мать Хесси сказала: «Но вы же знали, что это еврейский ребенок!» Фотограф ответил: «Я сознательно хотел отправить портрет маленькой еврейской девочки, эта шутка доставила мне удовольствие, и вы видите, что я был прав».

До двух лет родители очень переживали за дочь, старались не показываться с ней на людях. Но однажды друг их семьи пришел в гости к немецкой женщине и, узнав висевшую на стене фотографию Хесси, случайно проболтался: «Но это же Хесси Левинсон!» Женщина возмущенно ответила: «Как вы можете говорить, что имя этого очаровательного ребенка – Левинсон?!» Сняв фотографию со стены, она задумчиво уставилась на нее, а затем, успокоившись, сказала: «Впрочем, это не имеет значения, уж слишком она милая!» И повесила фото назад…

Время уезжать

Власть нацистов росла, и Берлин стал небезопасным. Джейкоб, Полин и их дети ненадолго вернулись в Латвию, а в 1938 году переехали в Париж. Всё это время они боялись, что история с фото станет известна.

Впервые Хесси публично рассказала о своей истории в 1987 году, когда написала главу в книге Jewish Survivors of Latvia Remember, а в 1990-м она пожертвовала оригинал журнала и дала видеоинтервью американскому Мемориальному музею Холокоста. Ее история стала известна во всем мире после того, как она передала еще один оригинал журнала и дала интервью «Яд ва-Шем» в 2014 году.

Рискованное предприятие

Когда стало очевидно, что влияние нацистов усиливается по всей Европе, в том числе и в Париже, семья сбежала оттуда в Бордо, а затем – в Ниццу. После они с большим трудом добрались до Лиссабона, откуда смогли отплыть на Кубу, а много позже и в США. Большую часть детства Хесси провела на Кубе.

Успех

Хесси и ее муж Эрл. Фото: фото автора

Хесси получила степень в области химии в Колледже Бернарда Колумбийского университета. После переезда в Нью-Йорк она преподавала химию в университете Св. Иоанна в Квинсе до 2015 года. Она активна в профессиональных сообществах и ценится как ведущий эксперт по охране водных ресурсов. Хесси живет в Нью-Йорке со своим прекрасным мужем Эрлом Тафтом, профессором математики в Университете Ратджерса. Они регулярно навещают своих детей в Сан-Франциско.

Автор: Lia Mandelbaum

Похожие статьи