Кеннеди-младший о том, почему арабы ненавидят американцев. Часть 2

Роберт Кеннеди, племянник 35-го президента США Джона Кеннеди, опубликовал в издании «Politico» статью, в которой объясняет, что ситуация в Сирии – наглядный пример, доказывающий всю ошибочность действий США в арабском мире.

СПРАВКА:

Роберт Кеннеди-младший – президент Waterkeeper Alliance. Его последняя книга называется Thimerosal: Let The Science Speak (Тимеросал: Пусть свое слово скажет наука).

ПРИВОДИМ ТЕКСТ ПУБЛИКАЦИИ:

После второй попытки переворота в Сирии весь Ближний Восток от Ливана до Алжира всколыхнула волна антиамериканских выступлений. Одним из последствий стал переворот в Ираке 14 июля 1958 года, который возглавили настроенные против Америки армейские офицеры новой волны, свергшие проамериканского монарха Нури аль-Саида (Nuri al-Said) (так в тексте, Нури аль-Саид был премьер-министром Ирака — прим. пер.). Лидеры переворота опубликовали секретные правительственные документы, из которых было понятно, что Нури аль-Саид являлся высокооплачиваемой марионеткой ЦРУ. В ответ на американское предательство новое правительство Ирака пригласило в страну советских дипломатов и экономических советников, и повернулось к Западу спиной.

Настроив против США Ирак и Сирию, Ким Рузвельт бежал с Ближнего Востока и стал работать управленцем в нефтяной отрасли, которой он верно служил в свою бытность сотрудником ЦРУ. Как пишет Вейнер, сменивший Рузвельта на посту резидента ЦРУ Джеймс Гритчфилд (James Critchfield) организовал неудачную попытку убийства нового иракского президента, использовав для этого отравленный носовой платок. Спустя пять лет ЦРУ все-таки удалось сместить президента Ирака и привести к власти в этой стране партию «Баас».

Харизматичный молодой убийца по имени Саддам Хусейн был одним из выдающихся лидеров в баасистской команде ЦРУ. Секретарь партии «Баас» Али Салех Саади (Ali Saleh Sa’adi), пришедший к власти вместе с Саддамом Хусейном, позже скажет: «Мы въехали во власть на локомотиве ЦРУ». Об этом говорится в книге журналиста и писателя Саида Абуриша (Said Aburish) A Brutal Friendship: The West and the Arab Elite (Жестокая дружба: Запад и арабская элита). Абуриш отметил, что ЦРУ вручило Саддаму и его близким дружкам расстрельный список людей, которых нужно было «ликвидировать в первую очередь, чтобы обеспечить успех». Тим Вейнер пишет о том, как Гритчфилд позднее признавался, что «ЦРУ, по сути дела, создало Саддама Хусейна». В годы правления Рейгана управление оказывало Хусейну многомиллиардную помощь, обучая его людей, оказывая поддержку силами спецназа, поставляя оружие и разведывательные данные — и зная при этом, что он в своей войне с Ираном использует ядовитый иприт, нервно-паралитический газ и биологическое оружие (включая полученные от американского правительства споры сибирской язвы). Рейган и директор ЦРУ Билл Кейси (Bill Casey) рассматривали Саддама в качестве потенциального друга американской нефтяной отрасли и мощного оплота сопротивления иранской Исламской революции. Их эмиссар Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) во время визита в Багдад в 1983 году подарил Саддаму золотые ковбойские шпоры и целый арсенал химического, биологического и обычного оружия. В то же время, ЦРУ тайно поставляло противнику Саддама Ирану противотанковые реактивные снаряды и зенитные ракеты, чтобы тот воевал с Ираком. Об этом преступлении стало широко известно во время скандала под названием «Иран-контрас». Джихадисты с обеих сторон потом будут использовать поставленное ЦРУ оружие против американского народа.

Сейчас Америка задумалась об очередной силовой интервенции на Ближнем Востоке, однако большинство американцев понятия не имеют о той негативной реакции на прежние промахи и ляпы ЦРУ, которая помогла создать нынешний кризис. Отголоски многолетних интриг и махинаций ЦРУ до сих пор эхом разносятся по столицам ближневосточных государств, звучат в мечетях и медресе, наглядно демонстрируя то, как ЦРУ помогало уничтожать демократию и умеренный ислам.

Череда иранских и сирийских диктаторов, включая Башара аль-Асада и его отца, вызывает в памяти многочисленные и кровавые заговоры ЦРУ, ставшие предлогом для их авторитарного правления, тактики репрессий и создания прочных альянсов с Россией. Поэтому такие случаи хорошо известны народам Сирии и Ирака, которые вполне естественно трактуют американское вмешательство в контексте этой истории.

Послушная американская пресса подобно попугаю повторяет рассказ о том, что наша военная помощь боевой сирийской оппозиции чисто гуманитарная. Однако многие арабы видят в сегодняшнем кризисе очередную войну чужими руками в интересах геополитики и нефтяной отрасли. Прежде чем еще глубже влезть в это болото, нам будет нелишне вспомнить многочисленные факты, подтверждающую такую точку зрения.

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

По мнению арабов, война против Башара Асада началась отнюдь не с мирных протестов арабской весны в 2011 году. Она началась в 2000 году, когда Катар предложил протянуть трубопровод длиной 1 500 километров и стоимостью 10 миллиардов долларов через Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию и Турцию. У Катара общее с Ираном газовое месторождение Северное/Южный Парс, в котором находятся самые крупные в мире запасы природного газа. Согласно действовавшему до недавнего времени международному торговому эмбарго, Ирану было запрещено продавать газ за рубеж. Между тем, катарский газ попадает на европейские рынки только морем и в сжиженном виде, что существенно увеличивает его цену. Предложенный к строительству трубопровод мог связать Катар напрямую с энергетическими рынками Европы через распределительные терминалы в Турции, которая в таком случае могла бы получать немалую плату за транзит. Катарско-турецкий трубопровод обеспечил бы суннитским королевствам Персидского залива решающее господство на мировом газовом рынке и усилил позиции Катара, являющегося ближайшим союзником Америки в арабском мире. В Катаре размещаются две крупные военные базы США и ближневосточный штаб американского Центрального командования.

ЕС, который 30% потребляемого газа получает из России, испытывал не меньшую потребность в таком трубопроводе, поскольку он дал бы ему дешевое топливо и свободу от экономического и политического давления Владимира Путина.

Асад поддерживал мир между многочисленными народами Сирии посредством сильной и дисциплинированной армии, преданной его семье

Турция, являющаяся вторым по объемам потребителем российского газа, была особенно заинтересована в том, чтобы покончить с зависимостью от давнего соперника и закрепиться на позициях важного транзитера, с немалой выгодой для себя перекачивающего азиатское топливо на европейские рынки.

Катарский трубопровод также был выгоден консервативной суннитской монархии Саудовской Аравии, поскольку он мог дать ей плацдарм в Сирии, где доминируют шииты. Геополитическая цель саудовцев заключается в сдерживании экономической и политической власти принципиального противника королевства шиитского Ирана, который к тому же является близким союзником Башара Асада. В шиитском перевороте в Ираке при поддержке США (и в прекращении торгового эмбарго против Ирана) саудовская монархия увидела понижение своего статуса региональной державы и уже начала опосредованную войну против Тегерана в Йемене, проводя геноцид против пользующихся иранской поддержкой хуситов.

Безусловно, русские, поставляющие 70% своего экспортного газа в Европу, увидели в катарско-турецком трубопроводе угрозу собственному благополучию. По мнению Путина, катарский трубопровод это заговор НАТО, направленный на изменение статус-кво, и имеющий целью лишить Россию ее единственного плацдарма на Ближнем Востоке, удушить российскую экономику и положить конец российскому влиянию на европейском рынке энергоресурсов. В 2009 году Асад объявил, что откажется подписывать соглашение о прокладке трубопровода через сирийскую территорию «для защиты интересов наших российских союзников».

Асад еще больше разозлил суннитских монархов из Персидского залива, когда поддержал одобренный Россией проект строительства «исламского трубопровода», предусматривающий прокладку ветки с иранской стороны газового месторождения через Сирию до ливанских портов. Исламский трубопровод мог сделать главным поставщиком газа на европейский энергетический рынок не суннитский Катар, а шиитский Иран. Тем самым, влияние Тегерана на Ближнем Востоке и во всем мире могло серьезно усилиться. Израиль по вполне понятным причинам тоже был полон решимости сорвать данный проект, поскольку он мог обогатить Иран и Сирию, и предположительно укрепить их ставленников в лице «Хезболлы» и ХАМАС.

Секретные телеграммы и доклады американской, саудовской и израильской разведки указывают на то, что как только Асад отверг проект катарского трубопровода, планирующие органы армии и разведки быстро пришли к единодушному мнению о том, что если разжечь суннитское восстание в Сирии с целью свержения не склонного к сотрудничеству Башара Асада, можно будет добиться общей цели и построить катарско-турецкий газопровод. Как сообщает WikiLeaks, в 2009 году, вскоре после отказа Асада от проекта катарского трубопровода, ЦРУ приступило к финансированию оппозиционных группировок в Сирии. Здесь важно отметить, что было это задолго до того, как началось порожденное арабской весной восстание против Асада.

Башар аль-Асад из алавитской семьи. Алавиты это мусульманская секта, которую многие воспринимают как союзницу шиитов. «Башар Асад не должен был стать президентом, — рассказал мне во время интервью журналист Сеймур Херш (Seymour Hersh). — Отец вернул его из лондонского медицинского вуза после того, как его старший сын и наследник погиб в автомобильной катастрофе». По словам Херша, перед началом войны Асад предпринимал шаги по либерализации страны. «У них был интернет, газеты, банкоматы, и Асад хотел сблизиться с Западом. После 11 сентября он передал ЦРУ тысячи бесценных материалов о радикальных джихадистах, считая их общим врагом». Режим Асада был нарочито светским, а Сирия была удивительно многообразной страной. Например, 80% сирийского правительства и армии составляли сунниты. Асад поддерживал мир между многочисленными народами Сирии посредством сильной и дисциплинированной армии, преданной его семье. Такая лояльность обеспечивалась высоким статусом хорошо оплачиваемого офицерского корпуса, высокоэффективным разведывательным аппаратом, а также склонностью к жестокости, которая до войны была весьма умеренной по сравнению с другими ближневосточными режимами, включая наших нынешних союзников. По словам Херша, «он конечно же не рубил людям головы каждую среду, как это делают саудовцы в Мекке».

Такую оценку подтверждает другой ветеран журналистики Боб Пэрри (Bob Parry). «Ни у кого в этом регионе нет чистых рук, но что касается пыток, массовых убийств, подавления гражданских свобод и поддержки терроризма, то Асад в этом плане намного лучше саудовцев». Никто не верил, что в этой стране может воцариться анархия, сотрясавшая Египет, Ливию, Йемен и Тунис. Весной 2011 года начались небольшие и мирные демонстрации в Дамаске против репрессий асадовского режима. В основном это были миазмы арабской весны, широко распространившиеся предыдущим летом по странам арабского мира. Но как показывают материалы WikiLeaks, ЦРУ к тому времени уже приступило в Сирии к активным действиям.

Однако суннитские королевства, у которых на кону оказались огромные нефтяные деньги, хотели более глубокого вмешательства со стороны Америки. 4 сентября 2013 года госсекретарь Джон Керри заявил на слушаниях в конгрессе, что суннитские королевства предложили оплатить американское вторжение в Сирию с целью свержения Башара Асада. «На самом деле, некоторые из них сказали, что если Соединенные Штаты готовы все сделать так, как мы прежде делали в других местах (Ирак), то они оплатят расходы». Керри еще раз рассказал об этом предложении члену палаты представителей республиканке Илеане Рос-Лехтинен (Ileana Ros-Lehtinen): «Что касается предложения арабских стран оплатить расходы по американскому вторжению и свержению Асада, то да, такое предложение вполне определенно прозвучало. Оно остается в силе».

Президент США Барак Обама выступает с обращением к нации, Овальный кабинет Белого дома, 6 декабря 2015 года. Фото:  AP Photo, Saul Loeb / Pool Photo via AP

Несмотря на давление со стороны республиканцев, Барак Обама не захотел, чтобы молодые американцы в качестве наемников гибли за трубопроводный концерн. Обама благоразумно проигнорировал требования республиканцев об отправке войск в Сирию и об увеличении финансирования «умеренных повстанцев». Но к концу 2011 года из-за давления республиканцев и наших суннитских союзников американское правительство влезло в эту драку.

Похожие статьи