Мидраш учит, что Б-г явил Моше монету, сделанную из огня, показав ему количество, которое каждый человек должен отдать на строительство Скинии, то есть Храма.
Основываясь на этих строках Мидраша, Ноам Элимельх делает вывод о том, что деньги очень напоминают огонь. Если огнем распорядиться неправильно, он может всё разрушить, но вместе с тем он же дает тепло и к тому же используется для приготовления пищи. Точно так же и деньги можно употребить во благо. Если потратить их с умом – например, направить на благотворительность, – это может стать причиной великого счастья. Но если человек потратит деньги неправильно или неумно, это способно привести к великому разрушению.
Раввин Моше Фейнштейн рассказал, что его друг раввин Яков Менкен адресовал ему в этой связи удивительный в своей предельной глубине вопрос: «Зачем Б-г вообще явил Моше монету? Разве так сложно было Моше узнать размер монеты в полшекеля? Стих ведь указывает, что монета в 20 гер, и известно, что это значит, потому можно было бы легко узнать в монете полшекеля».
На это раввин Фейнштейн ответствовал следующее. Ведь Вс-вышний указал Моше на монету с целью помочь ему воспринять существенный урок жизни. Моше мог предполагать, что людям, живущим в материальном мире, стоит тратить большую часть времени на духовные поиски. А причина, по которой Б-г явил ему монету достоинством в полшекеля, была в том, чтобы научить его ведению дел в мире.
Человек должен разделять свое время между материальным и духовным. Конечно, при слишком большом увлечении материальным, в погоне за богатством духовная жизнь будет страдать. Однако когда всё время тратится на чисто духовные искания, начинают забываться естественные потребности человека, без которых нельзя существовать. Таким образом, необходимо, чтобы жизнь проходила в согласии материального и духовного. Недопустимо пренебрегать одним во имя другого.
И тем более в нынешние времена мы особенно должны следить за тем, чтобы не забывать о нашем духовном поиске и росте и стараться, чтобы деньги, которые мы зарабатываем, использовались лишь для блага и святости.
Автор: Rabbi Yonah Bookstein