Готова ли Литва признать ошибки прошлого?

Недавно в Литве вышла книга Руты Ванагайте и Эфраима Зуроффа Musiskiai («Наш народ»).

Путевые записки о Холокосте и интервью со свидетелями зверств, которые совершали литовцы по отношению к еврейским соседям, вызвали бурные общественные дебаты. Правительство было вынуждено пообещать обнародовать ранее засекреченные имена 1000 человек, причастных к преступлениям времен Холокоста. В настоящее время книга возглавляет список бестселлеров в сети книжных магазинов Pegasas.

Ванагайте говорит, что некоторые из ее друзей перестали с ней разговаривать

Ванагайте обращает внимание на тот факт, что, несмотря на обширные доказательства и заявления о широко распространенном соучастии, ни один человек в Литве, в отличие от других европейских стран, не был отправлен в тюрьму за убийство евреев во время Холокоста.

Литва – единственная страна, правительство которой официально заклеймило советскую оккупацию как форму геноцида. О ней говорят значительно больше, чем о Холокосте, а местные жители, сражавшиеся на стороне немцев против Красной армии, широко почитаются как патриотичные борцы за свободу. В вильнюсском Государственном музее жертв геноцида до 2011 года отсутствовало любое упоминание о геноциде евреев.

На написание книги Ванагайте подвигло неприятное открытие, совершенное во время исследования истории собственной семьи. Она обнаружила документы, указывающие на то, что ее дед (известный активист, который противостоял оккупации Литвы коммунистической Россией до 1991 года) помогал немецким властям составлять список из 10 еврейских коммунистов во время Второй мировой войны. Кроме того, немецкие власти предоставили ему несколько евреев для работы на его ферме в качестве батраков.

«Я была опустошена, – вспоминает Ванагайте. – Это был человек, которого я и моя семья считали героем».

В ходе создания книги вместе с Эфраимом Зуроффом, известным охотником за нацистами и директором израильского офиса Центра Симона Визенталя, Ванагайте посетила места массовых убийств в Литве и Белоруссии.

«Именно личные качества Ванагайте, вышедшей из хорошей литовской семьи, сделали ее послание настолько пронзительным, – говорит Зурофф, соавтор «Нашего народа» и давний критик литовских властей. – Меня слышали в международных СМИ, но не в Литве, где я считался врагом народа. Для того чтобы быть услышанным, я нуждался в таком человеке, как Рута».

IX форт Ковенской крепости в Каунасе, известный во время Второй мировой войны как форт Смерти, – здесь нацисты их литовские пособники убили более 10 000 евреев. Фото: Shutterstock

Однако Ванагайте и Зурофф не во всем единодушны. Она верит, что масштаб и жестокость литовского соучастия были значительно преувеличены, включая заявления свидетелей. Она сомневается в заявлении о человеке, которого сварили заживо в Паневежисе, и в сообщениях о том, что местные жители после убийства десятков евреев в Каунасе пели литовский гимн. Зурофф утверждает, что у него нет причин сомневаться в этих сообщениях.

В то же время Ванагайте испытывает осуждение со стороны общественности, которое годами было направлено на Зуроффа и прочих критиков отказа Литвы от преследования соучастников Холокоста.

Охотник за нацистами Эфраим Зурофф, читающий кадиш – поминальную молитву по жертвам Холокоста возле Каунаса; Литва, 15 февраля 2015 г. Фото: Cnaan Liphshiz / JTA

Названная агентом Кремля в одних публикациях и тайной еврейкой в других, Ванагайте говорит, что некоторые из ее друзей перестали с ней разговаривать.

В следующем месяце пройдет книжная ярмарка, на которой Ванагайте собирается раздавать посетителям камни со следующей инструкцией: «Любой литовец, уверенный в том, что его семья не участвовала в Холокосте, должен бросить в меня этот камень».

Автор: Cnaan Liphshiz

Похожие статьи