Быть евреем во Франции – каково это?

Четвертый муниципальный округ Парижа в районе Маре с давних пор известен как еврейский квартал. Большинство расположенных там магазинов и предприятий не работают в шабат.

Однако магазин Флоренс Кан на «улице из розовых кустов» – рю Де-Розье, известный своей русской и центральноевропейской еврейской кухней, является исключением из этого правила.

В 2015 году Францию
покинули 8 тысяч евреев

«Один яблочный штрудель, немного чизкейка и грамм двести копченой говядины, пожалуйста», – говорит женщина, обращаясь к продавщице за стойкой.

Удивленный таким выбором, я спросил ее, знает ли она, что употребление вместе мяса и молока делает пищу некошерной

«Да нет же, она кошерна! – обиженно воскликнула продавщица. – Может быть, бейт дин не одобрил бы этого, но все зависит от людей: одни считают такое сочетание кошерным, а другие нет».

Разгорелась дискуссия о соблюдении традиций, в ходе которой один пожилой мужчина, аргументируя, почему магазин работает по субботам, пошутил, что это такой вид защиты от антисемитизма, а потому тоже вполне благочестивое дело.

Шутки шутками, но быть евреем во Франции становится все тяжелее. Несмотря на то, что формально государство гарантирует защиту, в воздухе витает тревога. Неприязнь к евреям чувствуется практически во всех французских СМИ, банках и «даже в правительстве», да и просто на улице. Становится все более привычным видеть демонстрантов с пропалестинскими лозунгами, обвиняющих в действиях Израиля французских евреев.

Конечно, мы пока еще далеки от дела Дрейфуса, но, несомненно, во Франции набирает обороты новая волна антисемитизма, часто прикрытая антисионистской оболочкой, но от этого никак не меняющая своей сути.

Можно видеть самые разные одежды, в которые сегодня рядится французский антисемитизм.

Конечно, первое, что приходит на ум, – это выступления комика Дьедонне, в которых он пародировал Холокост, призывая премьер-министра Мануэля Вальса запретить его шоу за расизм и антисемитизм. И многие французы действительно решили, что это «еврейский заговор».

С другой стороны, почти ежедневные нападения на улицах. И результатом становится вполне понятный страх евреев за свою жизнь и будущее в этой стране.

Около двух лет назад в центре Парижа демонстранты против политики Израиля несли палестинские знамена и скандировали «Смерть жидам!» на глазах у полиции. И никакие высокие чиновники и не подумали отреагировать на эту провокацию.

Однако во время известных массовых терактов в Париже они сразу же заявили, что не может быть никакой связи между террористами и мусульманами.

Шестью месяцами позже после описанной нами демонстрации произошло шокировавшее Францию и весь мир нападение на редакцию еженедельника «Шарли Эбдо».

Как известно, 11 января 2015 года в Париже состоялся митинг, на котором французский премьер-министр Мануэль Вальс заявил, что «Франция не была бы Францией без евреев».

Но, к сожалению, это не более, чем красивые слова, потому что численность еврейского населения Франции и так уже не велика (сейчас это 550 тысяч человек, что составляет менее одного процента от числа всех граждан страны), а притеснение евреев закономерно будет приводить к их эмиграции.

По подсчетам французского МИДа, в 2015 году во Франции было зафиксировано более 800 антисемитских выступлений. Стоит понимать, что эти цифры могут быть занижены в несколько раз, поскольку далеко не каждая жертва нападения обращается в полицию.

Вот почему сегодня алия, т.е. возвращение евреев в Израиль, больше не выглядит как единичное действие из религиозных соображений. После последних терактов некоторые совершают это по жизненной необходимости, не желая становиться мишенью.

В 2015 году Францию покинули 8 тысяч евреев. И такая тенденция отнюдь не украшает страну, поскольку совершенно очевидно, что страдает именно определенная нация.

Треть из тех, кто еще не совершил алию, думает об этом, поскольку люди уверенны, что во Франции они находятся под угрозой.

Автор: Elena Servettaz

Похожие статьи