После окончания Песаха наступает праздник марокканских евреев под названием Мимуна, когда снова можно вернуться к дрожжевым блюдам.
Традиционно Мимуна отмечается в марокканских домах после захода солнца в последний день Песаха с изобилием сладостей на столе – фаршированными финиками, конфетами, яркими джемами из моркови, свеклы или цитрусовых и миндальной нугой. Главным же блюдом считается мофлета – тонкие блинчики, которые едят, макая в мёд. Мимуна знаменует конец дней, когда запрещено употреблять хамец, и начало чего-то нового.
праздничные торжества
вышли за пределы Израиля
Праздничный стол полон символов. Например, в некоторых семьях принято ставить на стол миску с водой, где плавает живая рыба. Это символизирует удачу и воды Красного моря, разошедшиеся перед евреями во время их бегства от египтян.
Продукты подают, группируя их по определенному количеству – семь стручков зеленого горошка раскладывают на тарелке с мукой, что означает плодородие и возрождение. Празднование продолжается и на следующий день – на открытом воздухе проводятся пикники и торжества.
Обычно происхождение названия праздника связывают с именем рабби Маймона (отцом Маймонида), жившего в XII столетии. Израильский историк Игаль Бин-Нун обнаружил фольклорные песни и исторические источники, указывающие на связь Мимуны с ритуалами суфийской секты Гнава, чьи адепты ежегодно молятся, исполняя песни, организуя парады и экстатические танцы в честь богини удачи Мимуны. Вдобавок слово «мимун» переводится с арабского как «удача».
Праздник, веками отмечаемый в Марокко, в 1980-х годах в Израиле стал популярен и даже политизирован. Тогда ашкеназские политики присутствовали на торжествах Мимуны, чтобы набрать голоса среди избирателей марокканского происхождения. Ашкеназы не всегда хорошо относились к этому празднику, считая его отсталым и не соответствующим духу нового государства.
В настоящее время израильтяне рассматривают Мимуну как способ примирения между сефардами и ашкеназами, а также мусульманами и евреями. И это неспроста. Кулинарные традиции праздника берут начало в арабских и берберских семьях, которые одолжили муку с дрожжами соседям-евреям после захода солнца в последний день Песаха. Взамен марокканские евреи открыли двери своих домов и разделили с ними первую выпечку. Такой обычай остался и по сей день – накануне Мимуны марокканские евреи оставляют двери домов открытыми.
В последние годы праздничные торжества вышли за пределы Израиля. Мимуну отмечают в Париже и Амстердаме, Лос-Анджелесе и Монреале, Нью-Йорке, Бостоне и Минске.
Автор: Lara Rabinovitch
Источник: Tablet