В Государственном музее истории религии 31 мая откроется выставка, посвященная судьбе российского еврейства в годы советской власти.
Как сообщили в пресс-службе музея, на выставке представлены ранее не экспонировавшиеся предметы из коллекции Государственного музея истории религии. Например, изъятые в 1930-х гг. из закрытых синагог Москвы и Ленинграда, — кивот для свитков Торы из синагоги на Большой Бронной в Москве, свиток Торы из ленинградской Хоральной синагоги и т. д. А также уникальные реликвии потомков Ш.-Л. Медалье — раввина московской синагоги — в частности, принадлежавший ему серебряный бокал для освящения субботней трапезы, выполненный известным московским мастером И. Х. Лозинским. Кроме того, на выставке представлены документы и фотографии из семейных архивов, рассказывающие о Ш.-Л. Медалье и членах его семьи.
С 1920-х гг. в СССР началась активная борьба с религией. В рамках официально провозглашенной антирелигиозной идеологии началось массовое закрытие синагог и еврейских молельных домов. Так, в Петрограде/Ленинграде в период с 1918 по 1932 г. существовало около 25 синагог и молелен. После 1937 г. открытой оставалась только Хоральная синагога. В Москве из четырнадцати существовавших в 1928 г синагог к марту 1940 г. продолжали действовать только три. Ритуальные предметы из закрытых синагог через государственный Музейный фонд поступали в создававшиеся по всей стране антирелигиозные музеи.
В то же самое время началось формирование общественного антирелигиозного движения. В декабре 1922 г. вышел первый номер еженедельной газеты «Безбожник». В каждом номере печатались многочисленные объявления о закрытии храмов и синагог, публиковались фотографии с пропагандистскими лозунгами. Авторы-евреи стремились подчеркнуть заслуги еврейских активистов как первопроходцев антирелигиозного движения: «Мы, ведущие работу среди еврейского пролетариата, начали борьбу против еврейских религиозных праздников немного раньше русских товарищей…» (А. Мережин, 1924 г.). Большую роль играли специальные еврейские секции (евсекции), созданные в центральном и местных комитетах РКП (б)/ВКП (б) в 1918—1930 гг. для распространения коммунистической идеологии среди еврейского населения, говорившего на идише.
В это сложное для еврейских религиозных общин время Шмарьягу Иегуда-Лейб Медалье был раввином в Витебске — одном из центров еврейской культуры, а в 1933 г. он стал последним избранным без участия светских властей раввином Хоральной синагоги в Москве и духовным лидером всех религиозных евреев в Советском Союзе. Его семья — свидетель и участник трагических событий XX века. Ей довелось испытать на себе тревоги 1920-х гг., политические репрессии 1930-х, результаты борьбы с космополитизмом и репрессии послевоенного времени.
«Росбалт» реализует проект «Лица Петербурга». Отличительная черта Северной столицы — многонациональный состав населения. Для Петербурга эта особенность характерна в большей степени, чем для большинства городов России. Люди самых разных национальностей строили, создавали, формировали город на Неве и его уникальную атмосферу.
Источник: РОСБАЛТ