В Бостоне прошло массовое мероприятие в память о великом писателе Шолом-Алейхеме

В Бостоне тысячи людей отмечали день памяти знаменитого еврейского автора, писавшего на идиш, который создал «Тевье-молочника» (Tevye the Dairyman), – он послужил вдохновением для нового бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше».

Через 100 лет после своей смерти Шолом-Алейхем всё еще способен завлечь толпы людей. Родившийся в 1859 году в России, Соломон Наумович Рабинович обрел популярность в качестве талантливейшего писателя на идиш и юмориста – его имя стало общепринятым приветствием для еврейского народа. Названный «еврейским Марком Твеном», Шолом-Алейхем претворил в жизнь историю небольшого еврейского штетла (еврейское поселение) через героев своей книги.

«Это делает его творчество таким бесценным для еврейского народа»

В день его смерти, 13 мая 1916 года, в Нью-Йорке, где он проживал в различные периоды своей жизни, на похоронное шествие собралось более 100 000 человек – это было самое крупное похоронное шествие тех времен.

Его вымышленные истории о Тевье-молочнике стали источником вдохновения для бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше» (Bock, Harnick and Stein), в котором новое поколение встречает хранителя очага и ревнителя традиций Тевье-молочника, его жену Голду и их дочерей Цейтл, Хаву и Годл. Новый бродвейский мюзикл с участием Дэнни Бурштейна и Джессики Хехт и под руководством Бартлетта Шера был номинирован на три премии «Тони», включая приз за лучшее музыкальное воспроизведение.

Посол Израиля Дани Данон недавно устроил в ООН прием для 1200 гостей, в том числе дипломатов из 70 стран, в честь Дня независимости Израиля.

Прошедший недавно в Бостоне концерт под названием «Дочери Тевье: путешествие в лучший мир» воздал должное памяти великого писателя в 100-летнюю годовщину со дня его смерти. На вечере выступили A Besere Velt, the Boston Workmen’s Circle’s Yiddish Chorus (бостонский хор на идише) и The Klezmatics, музыкальная группа из Нью-Йорка, выступающая в стиле клезмер (традиционная народная музыка восточноевропейских евреев). Мероприятие посетило более 1000 человек, которые заполнили всю территорию огромного святилища в Храме истории Бостона Ohabei Shalom.

В своей музыкальной программе A Beserve Velt описал наследие Шолом-Алейхем и представил жизнь последующих поколений дочерей и внучек Тевье-молочника.

Потомки почтили память писателя смехом, а не слезами

Мероприятие собрало воедино трех реальных потомков Шолом-Алейхема: его правнука Кена Кауфмана, 25-летнюю дочь Кауфмана Кару, которая работает в международной правозащитной организации, и еще одну правнучку – Одри Маркус Беркман, директора Гиллель (Hillel) и раввина колледжа Уэсли. Обе женщины в настоящее время проживают в Бостоне. В тот вечер они встретились впервые в жизни.

Неделю спустя, в воскресенье, 22 мая, исполнилась годовщина со дня смерти Шолом-Алейхем согласно еврейскому календарю. Около 250 человек отдали дань памяти автора в Еврейском институте исследований YIVO на Манхэттене, где осенью 2016 году будет представлен семейный архив Шолом-Алейхема.

Позже в тот же день его семья организовала частное мероприятие, в котором приняли участие 450 гостей.

«В своем завещании он просил своих потомков поминать его на годовщине смехом, а не слезами. Он скончался 100 лет назад, и его семья чтит эту традицию. Когда я был ребенком, мы часто ходили в дом моей двоюродной бабушки, которая была одной из его дочерей, как и моя родная бабушка», – вспоминает после концерта в Бостоне Кен Кауфман – он занимается организацией подобных мероприятий в последние годы.

Тетя Кауфмана, известная писательница романов по имени Белла (Бел) Кауфман, автор бестселлера «Вверх по лестнице, ведущей вниз», умерла в июле 2014 года в возрасте 103 лет, тем самым оставив отца Кауфмана старейшим потомком.

По словам его праправнучки Одри Беркман, Шолом-Алейхем подарил людям возможность видеть жизнь во всей ее полноте, от красоты до нелепостей.

«Это то, что делает его творчество таким бесценным для еврейского народа», – написала она в своем электронном письме.

«Смех сквозь слезы – это мое наследие, и это то, что я стараюсь привнести в этот мир», – добавил 42-летний раввин.

Пение в честь лучшего мира: от музыки штетла до поп-музыки

Концерт в Бостоне состоял из 15 частей, включая колыбельную, написанную Шолом-Алейхемом, и другие композиции, на создание которых вдохновило творчество писателя, а также несколько современных песен.

A Besere Velt, что переводится с идиша как «Лучший мир», исполняет музыку, отражающие вековые исторические связи Бостона с культурой идиш.

Источник: The Times of Israel

Похожие статьи