Джихаду Аль-Мохаммеду потребовалось 10 лет, чтобы понять, что он жил в синагоге

В 1990 году Джихад Аль-Мохаммед переехал в заброшенное здание в старой части города Сидона на юге Ливана.

Мохаммед отправился из Сирии в Сидон, также известный как Сайда, для поиска работы и нового места жительства. Он говорит, что не раздумывал много о здании, где поселился. Оно было похоже на все остальные постройки старой части города – с высокими куполообразными потолками и арками.

Он стал кем-то вроде хранителя этой старой синагоги

Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что окна, расположенные высоко над мраморными полами, теперь покрытыми коврами, были украшены Звездами Давида.

«Это было местом для проведения еврейских молитв», – говорит Мохаммед.

У него ушло почти 10 лет, чтобы понять, что всё это время он жил в синагоге.

Некоторые жители города называли район его места проживания Haret al-Yahud – Еврейский квартал, но он не задумывался об этом.

«А потом мимо стали проходить туристы и просить меня позволить им осмотреть мой дом, – рассказывает Мохаммед. – И тогда я понял, что это было».

Мохаммед разделил здание на несколько комнат – спальни для его детей, одна спальня для него и его жены, а также на кухню и гостиную – ею стало главное помещение синагоги.

Фото: Rebecca Collard

Там, где когда-то хранились свитки Торы, Мохаммед установил телевизор с плоским экраном и Wi-Fi роутер. Буквы на иврите, которые были когда-то написаны на стене, теперь закрашены, а через арки протянуты кабели.

Через несколько улиц от дома Мохаммеда раньше была расположена еврейская школа. Наги Жорж Зейдан изучал историю евреев Ливана и теперь пишет о них книгу. В Сидоне раньше жила крупная еврейская община, которой было более 2000 лет.

Фото: Rebecca Collard

«В 1974 году в Сайде еще проживало около 1500 евреев», – говорит Зейдан. Но потом в Ливане разразилась гражданская война. Последние еврейские семьи покинули город вместе с тысячи других. Шрамы от этих трагических событий всё еще видны на многих домах.

На окраине старого города, недалеко от моря, стоит простое двухэтажное здание.
«Это был дом Леви», – говорит Зейдан. Теперь на его балконе сидит пара молодых людей.

Фото: Courtesy of Nagi Georges Zeidan

Семья Леви была последней еврейской семьей в Сидоне. Они покинули город в начале 1980-х, и с тех пор синагога была заброшена. Век еврейской истории в Сидоне подошел к концу.

На телефоне Мохаммеда есть множество фотографий посетителей, которых он принял за все эти годы, – из Великобритании, Канады и Европы. У него есть даже фотография одного из двух раввинов, посетивших его дом.

«Они пришли и молились здесь», – говорит Мохаммед, вспоминая их визит в 2012 году.

Фото: Courtesy of Jihad al-Mohammed

Теперь люди часто стучат в его дверь. Он стал кем-то вроде хранителя этой старой синагоги. Но здание продолжает разрушаться. Синяя краска на стенах шелушится, каждый день отваливаются куски штукатурки со стен и потолков.

Тем не менее Мохаммед считает это место своим домом. Он планирует остаться в нем до тех пор, пока то будет возможно. И он по-прежнему будет принимать гостей.

Источник: PRI

Похожие статьи