Когда в Израиль начали съезжаться евреи со всего мира, рынок Махане Иегуда (Шук) стал тем местом, где соединились кухни и традиции разных стран – иракский манговый соус амба продается рядом с йеменским хлебом, а грузинские хачапури соседствуют с американским буррито.
Кулинарный гид Джоэл Хабер, известный как Fun Joel, объясняет, что, в отличие от Нью-Йорка, где иммигранты разделились на анклавы, в Иерусалиме люди живут в одном районе и покупают продукты на одном рынке. Таким образом, кулинарные традиции разных народов сплелись в одно целое.
Как и сам город, рынок Махане Иегуда объединяет покупателей и продавцов, богатых и бедных, молодых и старых людей со всего мира. Днем пожилые мужчины играют здесь в нарды, а по ночам молодежь развлекается на DJ-вечеринках.
с кремом васаби
Хабер рассказывает, что восемь лет назад Шук к вечеру закрывался. Но теперь всё изменилось. Стрит-арт-художник Соломон Соуз получил разрешение расписать рольставни 150 магазинов и превратил рыночные ряды в граффити-галерею.
Торговцы по-прежнему закрывают свои магазины по вечерам, но как раз в это время открываются бары и кафе, которые работают ночь напролет.
Рынок ограничен Яффской дорогой на севере и улицей Агриппы с юга и расположен на двух больших улицах – улице Эц Хаим (крытая часть) и улице Махане Иегуда (рынок на открытом воздухе). Впервые это место стало рынком во времена владычества Османской империи в конце XIX века, а потом в течение десятилетий дополнялось и совершенствовалось. По словам Хабера, многие владельцы торговых точек жалуются, что старые прилавки закрываются, а на их месте появляются крытые магазины. Вместо ремесленных или мясных торговых точек появляются магазины мобильных телефонов и рестораны. Однако не стоит забывать, что Шук развивался на протяжении полувека – и в то время точно так же закрывались одни лавочки и открывались другие, и каждая из них когда-то была новой. Первые крытые магазины сменили открытые прилавки в начале XX века, так продолжается и по сей день.
Почти все фрукты и овощи, продающиеся на рынке Махане Иегуда, выращиваются в Израиле. Гигантская капуста размером с американский арбуз и крупные баклажаны доступны круглый год. Вишня появляется весной, а следом за ней – финики и личи.
Первый ресторан открылся здесь в 1990-х, и сегодня на рынке можно найти блюдо практически любой кухни мира. В Falafel Mula можно заказать горячие шарики из нутовой муки, а в баре Jachnun Bar, который работает всю ночь, пекут йеменский хлеб. Mousseline предлагает попробовать мороженое с кремом васаби и сирийско-еврейскую выпечку с начинкой из пряного картофеля и тушеного мяса. Неподалеку расположен ресторан Mahaneyuda, имеющий репутацию лучшего заведения в городе.
Автор: Naomi Tomky
Источник: Saveur