Он видит на горизонте Землю, но уже знает, что никогда в нее не войдет.
Рядом с ним нет ни жены, ни детей, с которыми он мог бы попрощаться. Они уже давно не упоминаются в повествовании, а толком не упоминались никогда. Сестра и брат, несколько десятилетий разделявшие с ним бремя лидерства, ушли в иной мир раньше него. Перед смертью он предстает одиноким человеком веры. Человеком, перевернувшим мир.
Эта сцена поражает воображение своей простотой. В ней нет рыдающей толпы и надрывных стенаний. От наполняющего ее чувства близости, но вместе с тем и отдаленности захватывает дух. Смерть приходит к Моше, когда он в одиночестве остается на горе. Он остается лишь с Б-гом, как и много лет назад, когда, будучи пастухом в Мидьяне, он увидел горящий куст и услышал голос, изменивший всю его жизнь.
Его не включают в многочисленные рейтинги и списки самых влиятельных личностей в истории. Хотя он и перевернул историю человечества, спустив мораль с неба на землю. Его вообще достаточно сложно отнести к каким-то спискам, вписать в какие-то группы, навесить ярлыки.
Про Авраама, например, известно, что главным свойством его характера была доброта, у царя Давида – харизма, у пророка Йешаягу – надежда на лучшее. Про Моше такого сказать нельзя, одного доминирующего качества не выделишь. Как говорится в Торе: «Не было более у народа Израиля такого пророка, как Моше».
Да и жизнь его сильно отличалась от жизни других пророков. В истории про Авраама, например, мы видим начало и конец. Как вышел он из Ура Халдейского и как закончил свои дни в Святой Земле в мире и покое «Умер Авраам в доброй старости, мудрый и насытившийся жизнью», – написано в Торе. Несмотря на множество пережитых им испытаний, он удостоился увидеть, как сбываются первые из данных ему Творцом обещаний.
На этом фоне последние годы жизни Моше никак нельзя назвать спокойными. И уходил он в мир иной, не имея достаточной уверенности, что народ выдержит все последующие испытания, сможет перейти Иордан и овладеть Святой Землей. И потому в последние месяцы, недели и дни жизни вместо успокоения продолжал воспитывать и испытывать еврейский народ.
Поведение 120-летнего Моше по активности и силе воздействия вполне сравнимо с его действиями в ранний период жизни. В Торе, кстати, о нем так и сказано: «Зрение его не ослабевало, а силы его не истощались». До последней секунды он совершенно не похож на человека, готового уйти на покой.
Еще в молодости, у горящего куста Моше сказал Творцу: «Я человек не речистый, ибо косноязычен и заикаюсь». Казалось бы, Всевышний мог найти и более речистого пророка. Однако позже Моше раскрывается как один из самых красноречивых пророков. Такие перемены могут озадачить.
На самом деле ничего удивительного ни в выборе Всевышнего, ни во внезапно открывшемся красноречии нет: Всевышний остановил свой выбор на косноязычном человеке, чтобы в те моменты, когда пророк начинал говорить, люди понимали, что с ними говорит не он, но через него говорит сам Б-г.
Всю свою жизнь Моше защищал еврейский народ, ни раз, и ни два был готов погибнуть за него и вместе с ним. «Прости их грех! А если не простишь, то сотри меня из Твоей книги, которую Ты написал!» – кричал Моше Творцу после того, как евреи изготовили золотого тельца. Защищал евреев со всеми силами и страстью, на которые был способен. Но любил ли он евреев? Восхищался ли ими? А евреи его любили? Тора не дает ответов на эти вопросы и заставляет нас сомневаться.
Несовершенны даже самые великие из людей, совершенен только Творец. Моше согрешил, и хотя мы до сих пор точно так и не знаем, в чем заключался его грех, сколько бы в Талмуде на этот счет ни строилось предположений, именно этот грех стал причиной, по которой Всевышний отказал Моше в праве войти в Святую Землю.
Тора не скрывает ничьих грехов. Она беспредельно честна и в отношении величайшего из лидеров еврейского народа. Попытки скрыть грехи кого бы то ни было из лидеров всегда заканчиваются плохо – публичными скандалами. Отрицание недостатков у великих людей – лицемерие, приводящее к ужасным последствиям.
Простак задастся вопросом: как же такой косноязычный человек с мятежной судьбой, рискованным характером и не без греха стал выдающимся лидером и величайшим из пророков?
За этим вопросом в подсознании скрывается обычно другой: почему я не велик, как тот-то и тот-то? Не стоит задаваться таким вопросом. У каждого из нас есть способности, навыки и увлечения, которые могли бы сделать нас великими. Самая большая ошибка человека заключается в его стремлении быть кем-то, вместо того чтобы стать собой.
Моше тоже был собой. Величайшее имя, которым Тора наделяет Моше, – эвед Ашем, слуга Б-га.
Вот почему Маймонид пишет о том, что величие Моше доступно каждому из нас – поскольку все мы способны на служение, а величие определяется тем, чему мы служим.
И насколько скромно это делаем. «Никто по сей день не знает, где он погребен», – говорит Тора о Моше. Контраст разителен: в других культурах на могилах лидеров и героев возводятся памятники и храмы, становящиеся центрами паломничества. Место погребения Моше осталось неизвестным именно для того, чтобы его могила избежала этой участи.
У каждого из нас есть свой Иордан, который мы никогда не перейдем, своя Обетованная Земля, в которую мы не войдем. Именно это имел в виду рабби Тарфон, когда сказал: «Ты не сможешь исполнить эту миссию, но в равной степени не сможешь и отказаться от нее». Начатое нами закончат другие люди. Самое главное заключается в том, что мы начали этот путь.