Наследники немецкого еврейского арт-дилера Альфреда Флехтхайма подали в суд на Баварию, требуя возвращения восьми картин Макса Бекмана, Хуана Гриса и Пауля Клее, украденных, по их словам, нацистами.
Согласно иску Майкла Хултона и его мачехи Пенни, Флехтхайм был вынужден оставить картины, когда бежал из Берлина в Париж в мае 1933 года от нацистских преследований, через четыре месяца после того, как Адольф Гитлер пришел к власти.
В последние годы его наследники занялись восстановлением его коллекции. Ранее им уже удалось урегулировать реституционные иски с Музеем Людвига в Кельне и Художественным музеем Бонна.
Хултоны утверждают, что земля Бавария и Bayerische Staatsgemaldesammlungen (Баварская государственная картинная галерея) отказались вернуть картины, в том числе входящие в экспозицию музея Пинакотека современности в Мюнхене, несмотря на публичные обещания «справедливой и честной» позиции в отношении награбленных нацистами произведений искусства.
Истцы предполагают, что некоторые из картин, возможно, прошли через руки Хильдебрандта Гурлитта, одного из четырех дилеров, которым нацисты позволяли продавать ненавидимое ими «дегенеративное» искусство, – он собрал примерно 1 400 работ, обнаруженных в мюнхенской квартире его сына Корнелиуса в 2012 году.
В настоящее время восемь картин, о которых идет речь в иске, оцениваются в порядка 20 млн долларов. Работы входят в Баварское государственное собрание картин, часть из них экспонируется в мюнхенской Пинакотеке современности.
Наследники считают, что ответчики не могут претендовать на владение «коренящееся в захвате имущества Флехтхайма в нарушение международного права», о чем они заявили в иске, поданном в США в окружной суд в Манхэттене.
«Картины остались бы собственностью Флехтхайма, если бы не обстоятельства того времени», – сказал в интервью Reuters адвокат Хултонов Николас О’Доннелл, – «Только государственная политика ариизации еврейского имущества сделала возможной конфискацию».
Этот иск стал очередным, поданным в последние годы, по возврату награбленных нацистами культурных ценностей. Многие такие иски рассматриваются в Манхэттене, в связи с тем, что именно в его юрисдикции издаются каталоги ответчиков.
Флехтхайм умер разоренным в Лондоне в возрасте 58 лет в 1937 году, а его вдова Бетти покончила с собой в 1941 году, получив документы на депортацию.