Недавно мне довелось побывать в греческих Салониках. Конечно, в первую очередь хотелось увидеть и узнать все, что связано с еврейской жизнью города.
В центре Салоников почти все связано с историей евреев – здания, улицы, площади, рынок... Все это хранит память о величайшей трагедии прошлого столетия – о Холокосте.
Многовековая история местной общины, начавшаяся ещё в III веке до новой эры, полна взлетов и падений. Но, безусловно, самый жуткий период – это оккупация города фашистами, когда 95% еврейского населения были зверски уничтожены.
К началу Второй мировой войны еврейская община Салоников была самой многочисленной и богатой в Греции.
Немцы оккупировали город 9 апреля 1941 года. Уже через несколько дней фашисты закрыли местную еврейскую газету, конфисковали все активы и здания, принадлежавшие общине, арестовали всех членов еврейского общинного совета.
В общественных местах, ресторанах и кафе появились таблички с надписью «Евреям вход воспрещен», городские газеты развернули антисемитскую пропаганду. И, казалось бы, видя всё это, евреи должны были задуматься и всеми правдами и неправдами бежать из Салоников, ведь у них ещё была такая возможность. Но нет: лишь несколько семей решились на этот шаг.
А уже летом 1942 года начались массовые репрессии против евреев. 11 июля 1942 года всех мужчин-евреев собрали на «Площади Свободы». Их заставляли с утра до вечера стоять на площади под палящим солнцем, заниматься гимнастикой, обливали водой, пороли, а затем направили на принудительные работы.
После того, как «мобилизованные» начали умирать от непосильного труда, болезней и недоедания, чтобы облегчить их страдания, община обратилась к властям с просьбой прекратить принудительные работы. После долгих переговоров нацисты согласились удовлетворить эту просьбу – за выкуп – 2,5 млрд. драхм. Почти всю сумму община выплатила.
В декабре 1942 года начался снос и разорение еврейского кладбища Салоников, существовавшего с XV века. Около пятисот тысяч надгробий были использованы для строительства зданий, включая общественные туалеты, и для мощения улиц.
Еврейское кладбище Салоников было одним из старейших и крупнейших в Европе, многие из его гробниц имели большое историческое значение. Первое захоронение было датировано 14930-м годом, а это примерно через год после изгнания евреев из Испании.
6 февраля 1943 года в Салоники прибыла комиссия Главного управления государственной безопасности Германии. Два дня спустя евреям Салоников было предписано носить отличительный знак — желтый маген-Давид, этим же знаком следовало помечать принадлежавшие им дома и магазины.
Всех евреев насильственно переселили в закрытые «гетто Гирша», примыкающие к железнодорожным путям, где общине пришлось жить в условиях чрезвычайной скученности.
Евреям запрещалось под угрозой расстрела менять без разрешения место жительства, выходить на улицу с наступлением темноты, пользоваться телефоном и общественным транспортом.
Именно оттуда 15 марта 1943 года началась депортация евреев в концлагеря, которая продолжалась до 1 августа 1943 года.
Еврейская община, жившая компактно в городе, не подозревала, что готовится массовое убийство. Они были уверены, что немцы собирают всех для работы в Польше. Каждые три дня грузовые вагоны, в которые «набивали» в среднем по 2 000 евреев, направлялись в Освенцим.
Из города 19-ю эшелонами было вывезено 43 850 человек – около 95% евреев, оставшихся к этому времени в Салониках.
Основная часть депортированных евреев была доставлена в Освенцим, где почти все они погибли.
Из сравнительно небольшой группы, отправленной в Берген-Бельзен, выжило несколько сотен человек. Некоторые евреи Салоников, бежавшие с принудительных работ, избежали депортации, скрываясь в сельской местности или в Афинах, где они нередко находили приют у христиан, многие из которых были впоследствии удостоены звания Праведников народов мира.
Таков страшный итог времен Холокоста для евреев Салоников. Сегодня площадь, примыкавшая к бывшей больнице имени барона Гирша, с которой когда-то начинался тягостный путь местных евреев, носит название «Площадь еврейских мучеников».
После окончания Второй мировой войны на огромной территории разрушенного еврейского кладбища был построен государственный Университет Аристотеля. На месте еврейского кладбища стоят кампусы учебного заведения, разбит парк и установлен мемориал, посвященный жертвам Холокоста.
На торжественном открытии мемориала ректор Университета Аристотеля сказал: «Некоторым утешением еврейской общине может послужить то, что на этом святом месте был построен университет, где учат ценностям свободы и толерантности по отношению ко всем расам, национальностям, религиям и политическим взглядам, где идет борьба с предрассудками».
Но даже сейчас на улицах города люди находят фрагменты надгробий с большого еврейского кладбища, разоренного нацистами в 1942 году, их приносят в еврейскую общину. Часть надгробий находится в еврейском музее, а еще несколько старинных нам удалось увидеть на территории Ротонды Святого Георгия.
Недалеко от порта, на Площади Элефтериас (Площадь Свободы) установлен памятник евреям – жертвам Холокоста. В темной скульптурной композиции на фоне образного дерева жизни и языков пламени просматриваются фигуры людей, которые символизируют жизни, зверски отобранные во время Холокоста.
Не так давно открылась после ремонта и реставрации центральная городская синагога Монстириотон, единственная синагога в Салониках, которая не была уничтожена и осталась цела – благодаря тому, что нацисты отдали здание синагоги международной организации «Красный крест».
В настоящее время в городе проживают около 2 000 тысяч евреев, действуют две общины – «Бейт Хабад» и сефардская.
В Салониках открыт еврейский музей, в котором посетителям предлагают отследить историю еврейства и иудаизма в городе – начиная с 140 года до новой эры. Отдельная экспозиция музея повествует о страшных событиях Холокоста.
Мне посчастливилось встретить незабываемый шабат в сефардской общине, где нас, горских евреев , сразу же причислили к сфаради.
Общинный центр и маленькая синагога «Йад Лазикарон» сефардской общины находится напротив бывшего кошерного рынка «Модиано», когда-то весь этот квартал, прилегающий к рынку, был еврейским.
В общинном центре есть большой молодежный клуб, детский клуб, действуют различные кружки, ориентированные на людей разного возраста, проводятся шабаты, праздники, другие мероприятия. Кроме того, издается газета.
На шабат здесь собирается несколько поколений общины, в том числе множество детей, а также гости из разных городов и стран. В этот раз были мы, гости из России, еврейская семья из соседней Болгарии, молодые люди из Израиля, группа туристов еврейского происхождения из Англии с израильским гидом.