Александра Тышлера выставили в ГМИИ им. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина подготовил выставку, посвящённую Александру Тышлеру – «Игра и лицедейство».

Живописец, график, театральный художник, скульптор - Тышлер обладал особенным, а лучше сказать, необыкновенным художественным почерком и манерой. На холсте, на бумаге, на сцене Тышлер воплощал свою тягу и любовь к фантасмагории, к игре и гротеску. Любую работу он наполнял зримыми метафорами. 

Монографические и масштабные выставки Тышлера всегда были редкостью в России. Первой на это решилась Ирина Александровна Антонова - здесь, в ГМИИ имени Пушкина. В 66-м году она открыла ретроспективу художника, не обращая тогда никакого внимания на неприятие его творчества со стороны официального искусства.

А опасаться тогда было чего: Александра Тышлера с 30-х клеймили «формалистом», но под знамена соцреализма он никак не вставал. С линией партии в ногу не шел, обращал в сказку любую злободневную тему. Даже драматические сцены расстрелов в гражданскую писал в нежных тонах, хоть и грубыми мазками.

«Своё одиночество и свою полноту жизни - всё это этот художник смог сформулировать, будучи ни на кого не похожим, абсолютно индивидуальным, не подчиняясь никаким законам, не будучи человеком склонным к штампам, не прислушиваясь к мнению большинства», - рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Портрет его первой жены Анастасии - за вуалью скрыта тревога. Всегда ждала, что за мужем придут: в коридоре держала два чемоданчика. Куратор выставки - Анна Чудецкая, которая пришла в ГМИИ в 94-м году. В тот год вторая жена художника Флора подарила музею 145 работ. На них - весь мир его сновидений и грёз, с корзинками, велосипедами, птицами в волосах и шляпками из кораблей.

«Вот одна из работ, которые оказались осмеяны и обруганы, для нас сейчас это очень странно. Перед нами женщина, которая с осторожностью несёт две корзины с младенцами, тут светло-зеленоватое пространство. Для критика Бескина эта работа представляла опасность - "опасность буржуазного индивидуализма"», -объяснила куратор выставки Анна Чудецкая.

Лучезарного и светлого по воспоминаниям друзей человека - Тышлера - XX век ломал. Юрий Норштейн в каждой его линии и штрихе видит глубокие переживания. Цвета здесь яркие, но приглушенные. Знаменитый мультипликатор эту выставку называет феноменальной - настолько полно и объёмно она даёт преставление о личности художника.

«Живопись, причем в самом узком смысле. Здесь и театральные спектакли - в самом широком смысле, причём, небывалые абсолютно небывалые по уровню фантазии, здесь эскизы костюмов, а, на самом деле, это эскизы героев», - отметил художник, народный артист России Юрий Норштейн.

Его иллюстрации, портреты, картины - театральны, а образы сценографичны. Он гениально оформлял спектакли в Большом, БДТ, работал с Мейерхольдом и Михоэлсом, тяжело переживал их убийства. Он противопоставлял миру своих прекрасных дам и кукол. И утверждал: «Моё искусство реально, но не реалистично».

Источник: tvkultura

Похожие статьи