Ни одно другое изречение не изменило мир так, как эта фраза: «И сотворил Б-г человека по образу Своему».
Эти слова выражают, пожалуй, самую революционную идею за всю историю этической и политической мысли. Они же дали основу всей западной цивилизации с ее уникальной концепцией, подчеркивающей ценность каждого отдельно взятого человека и равенство между людьми.
Именно на этой идее базировался президент Томас Джефферсон, провозгласивший в Декларации независимости США: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами». Платон бы счел эти мысли абсурдными, поскольку полагал, что людей определяет их социальный статус. А Аристотель так вообще считал, что одни рождены править, а другие – подчиняться.
Революционные идеи не творят чудеса в одночасье, люди меняются в течение долгого времени. Идеи Торы работают с течением времени.
Тора не отменила рабство, но задала тренд, показала направление движения: например, в шаббат рабовладельческая система фактически отменялась и рабы получали день свободы, покоя и отдыха, как и все остальные.
И с течением времени именно это привело к отмене рабства. Люди ведь далеко не сразу способны постичь глубинный смысл высказываемых ими же самими идей.
Тот же Томас Джефферсон, ярый сторонник равноправия, был рабовладельцем, и рабство в США было отменено только в 60-х годах XIX века, после Гражданской войны. Люди меняются, и происходит это по причине невероятной силы идей, давным-давно заложенных в Торе.
Первые читатели Торы, конечно, не могли не знать этой мысли: «…создан по образу и подобию». Они ее очень хорошо знали, она была традиционной для первых цивилизаций – Месопотамии и Древнего Египта, но относилась к царям и фараонам. Мысль о том, что по образу Б-га сотворены не только властители, но и простые смертные, являлась чистой воды экстремизмом.
Таким образом, это не столько метафизическое изречение о природе человека, сколько политический протест против общества, построенного на иерархиях, классах или кастах, будь то в древнем или в современном мире. Вот что делает эту идею Торы столь провокационной.
Причем провокационной не только в глазах властителей, но и с точки зрения монотеизма. Ведь в иудаизме у Б-га нет образа или подобия, да и кто может уподобиться Творцу Вселенной?
Изображая Б-га, в рисунке или скульптуре, человек нарушает вторую из десяти заповедей и фактически становится идолопоклонником.
После Синайского откровения Моше особо подчеркивает этот запрет, говоря народу Израиля: «Вы слышали Его речи, но образа не видели». У Всевышнего нет образа, поскольку Он не материален. Его нельзя втиснуть в рамки материальной Вселенной, поскольку Он является ее создателем. Он свободен и не ограничен законами материи. Именно на это Он сам указывает Моше, когда раскрывает перед ним Свое имя: «Я тот, кто Я есть».
Поэтому «подобие» Творцу – это способность быть свободным и творить в тех рамках, которыми ограничен человек. Тора четко указывает, что свобода стала по-настоящему судьбоносным даром Б-га. Но, получив свободу, человек сразу же использовал ее не по назначению.
Адам и Хава не исполнили единственный запрет Б-га, а вскоре Каин убил Авеля. А перед Потопом мир настолько наполнился жестокостью, что Всевышний пожалел, что создал человека.
Центральная драма ТаНаХа и иудаизма в целом – как мы распорядимся свободой выбора: направим ее на созидание или обратим в хаос? Эти вопросы задавались не только в древнем мире, и сегодня они актуальны как никогда. С тех пор как Ницше утверждал, что мы должны оставить Б-га и забыть иудейско-христианские ценности, серьезные философы задаются вопросом: могут ли справедливость, права человека и безусловное достоинство человека выжить, опираясь лишь на идеологию светского общества?
В 2008 году философ Николас Вальтерсдорф из Йельского университета опубликовал работу, в которой показал, почему западная концепция справедливости основана на том, что «все мы полностью и абсолютно равны, и прежде всего, в том, что созданы по образу Б-га».
Автор настаивает, что не существует ни одного нерелигиозного обоснования, на основе которого можно было бы построить нынешнюю западную систему правосудия. Она базируется на библейских понятиях справедливости. Вероятно, именно это имел в виду Джон Кеннеди в своей инаугурационной речи, говоря о «революционной по своей сути вере, за которую сражались наши предки», то есть «вере в то, что права даруются человеку не милостью государства, а рукой Б-жьей».
С чего начинается Тора? С развенчания всех древних мифов, изображавших мир как арену битв богов, ведущих борьбу за власть и превосходство. Тора целиком и полностью отвергает не только этот миф, но и подобное мышление как таковое.
Именно монотеизм открыл дорогу западному рационализму. И с этим был согласен величайший социолог XX века Макс Вебер. Западный мир стал тем, чем он стал, благодаря отмене рабства, соблюдению прав человека и всеобщему равенству перед законом.
И все они имеют общий исток – Тору, главу Берешит, в которой сказано, что все мы созданы по образу и подобию Б-га. Ни одни другие слова не оказали такого грандиозного влияния на нравственность и мораль.