«Сутин — художник одновременно счастливой и чрезвычайно трудной судьбы. Творчество мастера высоко ценилось при жизни, он не был забыт и после своего раннего ухода.
В мире не так много живописцев, которым при жизни было бы посвящено 30 выставок, а после смерти ежегодно в разных странах открывалась хотя бы одна монографическая экспозиция. Хаим Сутин — художник, с каждым годом привлекающий все больше и больше внимания исследователей, музейных кураторов и коллекционеров», — говорит Марина Лошак, директор ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Сутин самобытен. Его творчество трудно привязать к какому-либо из известных художественных течений. Одни исследователи полагали, что его полотна представляют примитивное искусство, другие видели в нем наследника французских традиций, черпающего вдохновение в живописи великих мастеров, таких как Жан-Батист Симеон Шарден или Гюстав Курбе. А в послевоенном Нью-Йорке Сутина чествовали как пророка нового экспрессивного абстракционизма.
Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива», которая проходит в Пушкинском музее с 24 октября 2017-го по 21 января 2018 года при поддержке банка ВТБ, — первая в России экспозиция, столь полно представляющая творчество художника. В залах музея представлено более 60 произведений: картины самого Сутина, работы старых мастеров, оказавших на него влияние, а также произведения современных художников, вдохновленных его полотнами. На выставке представлены три важнейших направления творчества мастера: портрет, натюрморт и пейзаж.
Портрет — жанр, которому Сутин был верен на протяжении всей жизни. С портретного рисунка началась творческая судьба художника, когда он, будучи подростком, пытался написать портрет старого еврея из своего местечка Смиловичи, за что был жестоко избит. Сутин происходил из религиозной семьи, а в иудаизме существует строжайший запрет на изображения людей.
Безусловно, знакомство в 1915 году с Амедео Модильяни, тесная дружба двух художников не могли не повлиять на творческий процесс. В портретах, созданных Сутиным в разные периоды, прослеживается влияние Модильяни: в композиции картины, в расположении фигур на полотне и даже во взгляде модели, в его некотором безразличии по отношению к художнику.
Начиная с 1916 года Сутин приходит к собственной оригинальной технике написания портретов. Прежде всего для него важно передать суть самого человека, а во что он одет, в каком интерьере находится — для художника не столь значимо. На полотнах мастера видно лишь лицо, изображенное в фас или в три четверти, и руки — выразительные, экспрессивные. Весь облик персонажа ни на миг не отпускает внимание зрителей, держит его в постоянном напряжении.
Почти все портреты, написанные Сутиным, поясные, изображения в полный рост практически отсутствуют — «Служка» и «Девушка в красном, опирающаяся на стул» скорее исключения. Не пишет художник и обнаженную натуру, его не интересуют ни физическая красота, ни уродство, человеческая плоть ему безразлична.
Особый интерес у Сутина вызывали люди в униформе, будь то пекарь или гостиничный лакей. Мундир, роба или фартук обезличивают, за ними сложнее разглядеть личность, что усложняет задачу портретиста.
С самых ранних пор Сутина привлекал жанр автопортета. Даже в поздних работах мастера в образах персонажей угадываются портретные черты самого художника.
Уже в ранний период творчества Хаим Сутин обратился к жанру натюрморта. Однако настоящая сила, мощь и расцвет живописи в натюрмортах достигли вершины в 1920-е годы, когда художник, накопив творческую энергию, обрел уверенность, внутреннюю свободу и получил финансовую независимость. В 1923 году на Сутина обрушилась слава — о нем заговорили не только в среде коллег по цеху, но и в среде художественных критиков и коллекционеров. Общее признание позволило ему окончательно выбраться из нищеты, творить вольно, разрабатывая свой индивидуальный изобразительный язык.
Условно натюрморты Сутина можно разделить на две группы. Первая — это ранние работы, когда он, прибывший в Париж голодающий мальчик из еврейского местечка, изображал кухонную утварь и простую еду бедняка: селедку, лук-порей, жалкую посуду. В этот период художник еще не обрел собственный стиль и находился под очевидным влиянием Поля Сезанна.
Вторая группа — картины, написанные Сутиным после 1925 года. В них — натюрмортах-размышлениях, натюрмортах-метафорах — видно мастерство живописца, вдохновленного творчеством Рембрандта, Жан-Батиста Симеона Шардена и Жан-Батиста Удри. Сутина влекли цвет и структура плоти. В своей парижской мастерской он написал самую знаменитую и самую мощную по эмоциональному воздействию на зрителя серию, в которую входят картины «Туша теленка» и «Туша быка».
Для Сутина натюрморты — это вовсе не аллегории человеческой силы, свойственные живописцам XVIII века, когда они демонстрировали свою принадлежность к аристократии и представляли этот жанр как свидетельство удачи на охоте и побед. Именно в натюрмортах Сутин смог полностью выразить себя, они позволяют понять не столько его художественную манеру мастера, сколько его самого.
Пейзаж в творчестве Сутина появляется в 1918 году, когда его агент и маршан Леопольд Зборовский отправил художника в городок Сере. Спустя почти десять лет, в 1927-м, Сутин пишет о своих пейзажах Сере: «Я никогда не касался кубизма, даже если в какой-то момент он меня привлекал. Когда я писал в Сере и в Кань, я помимо своей воли попал под его влияние и результат оказался не самый банальный». Польский искусствовед и романист Вальдемар Лысяк в эссе, посвященном мастеру, пишет: «…нельзя сказать, чтобы Сутин по образцу кубистов природу уничтожал и деформировал — он ее тиранил, грубо эксплуатировал, вспахивал». В свою очередь современница живописца и его близкий друг художница Маревна вспоминала: «Сутин слишком любил природу в ее разнообразных проявлениях, чтобы полностью погрузиться в абстракцию».
Если в натюрмортах мастера тщательно продумана и взвешена каждая деталь, то его пейзажи спонтанны, в них он совершенно не сдерживает эмоций. Очевидно, Сутин не ведутист. Безусловно, художник воспроизводит вид местности, который предстает перед его глазами, но пейзаж для него прежде всего еще одна возможность выразить свое отношение к жизни, обнажить душу и выплеснуть гнетущие размышления.
В пейзажах Сутина с особой ясностью прослеживается его стилистическое развитие. С течением времени работы становятся все более и более изломанными, со сложной композицией, не следующей никаким правилам, хотя именно в пейзажах этого периода просматривается влияние живописи Никола Пуссена. Оно заметно как в многослойных, сложносочиненных композициях картин, так и в выборе палитры.
Сутин всю последующую жизнь стыдился этого периода своего творчества, но, несмотря на это, именно благодаря пейзажам Сере сегодня есть возможность увидеть путь становления художника. Вырвавшись из Сере, живописец на долгие годы расстается с жанром пейзажа и возвращается к нему лишь в конце 1920-х — начале 1930-х.
Пейзажи шартрского периода и более поздние сильно отличаются от ранних работ Сутина, в них уже нет прежней страсти и безбрежной эмоциональности. А в серии с деревьями, написанной после 1936 года, ощущаются усталость от болезни и предчувствие приближающегося заката жизни.
Источник: ВТБ