• Главная
  • Фонд
  • Новости
  • STMEGI TV
  • STMEGI Junior
  • Горские евреи
  • Иудаизм
  • Библиотека
  • Академия Джуури
  • Лица
  • Мнения
  • Проекты
  • Приложения
  • Переводчик
  • 61.83
    68.52
    17.84
    Религия

    «Лехаим!»

    Рав Леви Друц о временах Ноя, любопытном комментарии к Торе и о том, что стоит за знаменитым восклицанием, звучащим на еврейских застольях

                                                                                       

    Вошло вино – вышел секрет.

                                                                                                                              (Талмуд)

    – Леви, где впервые в  Писании упоминается об алкоголе?

     – Я бы сказал так. Есть то, что лежит на поверхности, то есть то, что следует прямым текстом из Писания. В этом случае – это место в Торе, где описываются времена Ноя, а  именно когда он выходит из ковчега, – сажает виноградную лозу, из которой со временем произрастает виноград, ну и потом, как вы догадываетесь, вырабатывается вино, которым и упился Ной.

    – Продолжение, последовавшее за этим, закончилось для Ноя плачевно.

    – Совершенно верно. Но я хочу вернуться ко временам Адама и  Евы и к теме дерева познания добра и зла. В этой связи мне хочется напомнить об одном комментарии, который гласит, что плодом дерева познания является не что иное, как виноград. Это одна из версий, по другой  – пшеница. Сам по себе виноград – олицетворение чего-то скрытого, потому что то, что мы видим перед собой, – это капсула, не соприкоснувшись с которой, мы не можем знать, что она в себе скрывает. Лишь нажав на нее, мы открываем для себя тот потаенный смысл, который она скрывает. Так и  в жизни: то, что мы воспринимаем поверхностно, – не есть истинная природа вещей. Природа познания в  том, чтобы заглянуть внутрь предмета, проникнуть в  его суть и  понять, что он из себя представляет. Так вот, в  момент, когда человек употребляет плод виноградной лозы, выжатый, настоянный, то есть вино, – он может начать говорить то, что кроется у него внутри. И еще. Обратите внимание – в какую бы общину вы ни попали и за каким бы еврейским столом ни оказались, всегда, поднимая бокалы, люди говорят: «Лехаим!» То есть «За жизнь!»

     – Почему именно за жизнь, а не за здоровье, не за счастье?

    – На то есть ответ. Дело в  том, что в момент, когда первый человек совершил грехопадение, вкусив с дерева познания добра и зла, по сути, связавшись с виноградом, прямым результатом этого явилось то, что он был лишен права на вечную жизнь. Так, он жил в райском саду, и потерпи он несколько часов, доживи до субботы – получил бы право отведать от дерева жизни.

    – Дерево, которое существовало как еще одно растение в этом саду?

    – Да, и которое даровало бы человеку вечную жизнь, то есть полное отсутствие болезней, смерти и т.п. Мир окунулся бы в совершенную эпоху, миновав всю человеческую историю. Свое первое испытание человек не выдержал, и  это было связано с  теми плодами, которые являются источником алкогольного опьянения. Поэтому, когда мы говорим о случае, когда человек впервые столкнулся с алкоголем, мы имеем в  виду первое грехопадение. То есть идея первого грехопадения связана с алкоголем. Поэтому сейчас, когда мы поднимаем бокалы и восклицаем «Лехаим!», мы хотим, чтобы соприкосновение с этим вожделенным состоянием или ощущением, которое дает нам алкоголь, не привело нас к негативным последствиям, а чтобы даровало нам действительно познание, осмысленную жизнь, а не падение в пропасть.

    Беседовал Гарри КАНАЕВ 

    Комментарии