Как крымская татарка 88 евреев спасла

Сайде Арифова, крымская татарка, мусульманка, рискуя жизнью, спасла от верной гибели 88 евреев в годы Великой Отечественной войны.

Сайде Арифова, уроженка Бахчисарая, родилась 13 февраля 1916 года.
Во время Великой Отечественной войны она, крымская татарка, мусульманка, рискуя жизнью, спасла от верной гибели 88 евреев. Работая заведующей бахчисарайским детским садом, она скрывала национальность своих воспитанников, давая ложные присяги эсэсовцам, заступалась за чужих детей, прятала обитателей детского дома, заботилась о них и всячески им помогала, доставала фальшивые документы и медицинские справки, спасая таким образом десятки жизней.

Смешанная семья Салиевых, эвакуированная из Севастополя. У них было двое сыновей, их хотели расстрелять как евреев, и Сайде Арифова свидетельствовала перед фашистскими карательными органами, под угрозой расстрела своей семьи, что они не евреи, а татары.

Для дочери соседки еврейки Воли Поляковой, она подписалась, что та караимка, и её отец — караим Мордхай Зенгин.

Семья Шварцмана, который был в это время на фронте, а его жена Сайде Джелилова и дочь Майя остались в родном городе. Семья еврея Моисея Ховайло, который в это время был на фронте, жена и маленький ребенок были просто укрыты в деревне в 20 км от Бахчисарая (Дуван-кой).

К середине 1943 года о спасении людей Сайде Арифовой стало известно партизанскому командованию Крыма. Комиссар Южного соединения Крымских партизан, базировавшихся в Ялтинских лесах, Мустафа Селимов, послал к ней свою связную Майе Хуршудову.

В сентябре 1943 года, после падения сопротивления Керченских каменоломен Аджи-Мушкая, фашисты собрали воедино 73 человека детей керченских партизан, военоначальников и солдат, сражавшихся в этих каменоломнях. Дети были распределены по возрастам в Керченский детский дом и Керченский дом малюток. Дети в основном были еврейской национальности.

Это были мальчики и девочки в возрасте от 2-х до 15 лет. Всех детей обслуживал персонал из семи человек. Во главе детского дома была Мирра Михайловна Мирошниченко. Она носила на груди немецкий орден. Факт заключается в том, что 73 человека детей в сентябре 1943 года из Керчи на немецких военных судах, для прикрытия от советских самолетов, находясь на верхних палубах, прибыли в Севастополь. Из-за наличия на верхних палубах советских детей «живого щита» советские летчики не могли бомбить и топить эти немецкие корабли.

Партизанское командование дало Сайде указание спасти детей от угона в Германию. Дети были очень истощены и доведены до изнеможения. Нужно было создать им элементарные условия, организовать питание. Арифова предложила свою помощь в качестве ночной няни и помощь по снабжению детей питанием, постелями, одеялами, подушками, для чего пришлось обходить дома жителей Бахчисарая, собирая постельные принадлежности, белье, муку, крупу, немного картофеля, свеклу, тыкву.

Постепенно дети начали оправляться от болезней и недомогания.

Детский дом содержался в строгости. Говорить предписывалось только на немецком. Разговоры на русском не одобрялись. Каждое утро начиналось с немецкого гимна. Для старших детей эта обстановка была невыносимой.

Она запомнила брата и сестру: Сережу 14 лет и Зину 12 лет. Ровесницу Зины, Валю-большую, которая ухаживала за Валей-маленькой. Были еще две Люды.

Сайде всех детей-евреев выдавала за крымских татар, научила мусульманским молитвам, дала татарские имена, научила их говорить на крымско-татарском языке. Это было несложно, потому, что все они были выходцы из Крыма, и крымско-татарский язык был весьма распространен в довоенном Крыму. В конце концов, это был вопрос жизни и смерти.

Благодаря заботе Сайде Арифовой, никто из 73 детей не умер. Очень помогла доктор Файзуллаева, лечившая детей почти без медикаментов.

В один из дней комендант Бахчисарая предупредил, что дети должны быть готовы в любую минуту к отправке в Германию. Партизанское командование стало думать о возможности спасения детей.

Доктор Файзулаева выдала Сайде Арифовой медицинское заключение о плачевном состоянии здоровья детей: у них сплошной туберкулез, чесотка, язвы, воспаления, и другие страшные для немецких солдат заразные заболевания. Этот документ через караимку-переводчицу комендатуры был переправлен в ведомство комендатуры г. Бахчисарая. Документ вызвал переполох.

Было решено отселить детей подальше от комендатуры. Через городского голову Диванова Рифата, довоенного знакомого Сайде, было внесено предложение: отремонтировать и использовать для дальнейшего пребывания детей бывший дом великого татарского просветителя Исмаила Гаспринского, расположенный в деревне Салачык, в трех километрах от Бахчисарая.

Имея на руках паспорт с немецким штампом «неблагонадежная», в условиях сплошной разрухи и стрельбы военного времени, невероятно лавируя и используя все мыслимые и немыслимые связи, сумев использовать привезенные от партизан стройматериалы и инструмент, ей вместе с сыном к 23 февраля 1944 года удалось завершить ремонт и перевезти детей в отремонтированное помещение усадьбы. Так удалось оторваться от опеки немецких силовых структур СС, СД, гестапо и комендатуры.

13 апреля 1944 года партизаны спустились с гор и, выйдя из леса, за одни сутки сумели освободить от фашистов город Бахчисарай и его окрестности. Немцам не удалось вывезти детей.

Во время этих событий Сайде со всей своей семьей была схвачена фашистами. Ее пытали, угрожали расправой, но, невзирая ни на что, она продолжала делать то, что считала необходимым. На вопрос, было ли ей страшно, Сайде-Сейд-Ариф Арифова отвечает: «Страшно? У меня были сломаны кости, я столько раз ходила в гестапо, имела паспорт со штампом «неблагонадежна», мне запретили выходить из Бахчисарая… Нет, страшно уже не было. В такие времена страшно не бывает».

Всю семью Сайде должны были расстрелять, но их чудом спас румынский священник, по происхождению крымский татарин, капитан румынской армии Исмаил-эфенды Салиев.

18 мая 1944 года Сайде Арифову и ее семью, как предателей Родины, выслали в Ургутский район Самаркандской области Узбекистана. Но перед выселением, она снова спасает этих детей-евреев, так как их тоже должны были депортировать как татар. Сайде показывает офицеру НКВД, спрятанные ею, метрики детей, и доказывает, что они евреи.

Все спасенные ею евреи ходили заступаться за нее во всевозможные инстанции: НКВД, воинские части, прокуратуру, – но ничего не помогло. В ссылку Сайде и ее родных провожало множество еврейских семей. Когда ее увозили в грузовике, эти дети бежали за ней и кричали: «отдайте нашу маму Саиде».

В годы советской перестройки Сайде Арифова вместе с сыном Арифовым Мустафой вернулась на Родину – в Крым. Сайде-бита прекрасно пела старинные крымско-татарские песни. Ее советы, теплота и душевная чуткость поражали. После общения с таким удивительным и добрым человеком появлялось чувство окрыленности и гордости за свой народ!

Даже наличие одной праведницы достойно того, чтобы уважать весь народ!

При жизни Сайде Арифова очень сожалела, что потеряла связь со своими воспитанниками, которых она спасла от фашистов и очень хотела встретиться с этими людьми, увидеть их детей и внуков.

27 января 2003 года Сайде–бита была участницей телепередачи «Жди меня». В этой передаче был сюжет из Бахчисарая, в котором показывают Арифову Сайде. Она искала евреев, которых спасла во время немецкой оккупации Крыма в 1942-1943 годах…

Ее усилиями остались в живых семьи Капустинских, Шварцман, Салиевых, Хаваевых, Неметовых, Зейгенмуртхай и 70 детей Керченского дома сирот, которых фашисты планировали вывезти в Германию для проведения опытов. Она мечтала узнать судьбу всех тех, кто не погиб тогда у фонтана Слез.

Сайде–бита умерла 9 августа 2007 года на 91 году жизни. Похоронена на мусульманском кладбище, могила № 417, село Чистенькая, Симферопольский район.

Режиссер нашумевшей картины «Хайтарма» Ахтем Сейтаблаев планирует снимать фильм  о крымско-татарской праведнице мира, которая спасла во время войны 88 еврейских детей.


Источник: isralike.org

лучшее за месяц

Похожие статьи