26 января в рамках экономического форума в Давосе состоялась панельная дискуссия «Новые технологии и связанные с ними этические проблемы», организованная Советом раввинов Европы и Всемирным еврейским конгрессом.
В обсуждении, модератором которого выступил президент Совета раввинов Европы главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, приняли участие премьер-министр Албании Эди Рама, израильский политический и государственный деятель член Кнессета Ицхак Герцог, бывший заместитель госсекретаря США и секретаря казначейства Стюарт Эйзенштат.
Спикеры и гости панельной дискуссии обсуждали вопрос о том, позитивно или отрицательно влияют на нашу жизнь новые технологии и какие моральные и этические проблемы влечет за собой прогресс.
«Этические проблемы, связанные с техническим прогрессом, можно оценивать с разных точек зрения: с политической, религиозной и т.д. Кто-то сочтет, что они улучшают жизнь человека, кто-то, что напротив, делают ее хуже. С точки зрения религии прогресс также влечет за собой большое количество этических и галахических вопросов. Вряд ли возможно прийти к единому мнению в рамках даже не одной, а многочисленных дискуссий. Однако мы не можем отрицать, что технологии меняют нас – меняется наше поведение, привычки и способы достижения целей. Но все эти изменения не должны происходить за счет нашей веры и нашей целостности. Мы должны быть в состоянии сохранить наши принципы, основанные на человечности и стремлении к миру», — отметил в своем выступлении раввин Гольдшмидт.
После того как все спикеры высказались, гости дискуссии смогли задать свои вопросы. В том числе был задан вопрос, случился ли бы, по мнению спикеров, Холокост, если бы в те годы существовали социальные сети. Вопрос вызвал бурную реакцию, но даже здесь спикеры не пришли к единому мнению: господин Эйзенштат предположил, что широкая гласность, которую обеспечили бы социальные сети, могла бы остановить события Катастрофы, а вот Ицхак Герцог предположил, что существование Facebook или Twitter ничего бы не изменило.
«Пройдет всего несколько лет, и уровень развития технологий позволит автоматизировать все большее количество процессов. Значит ли это, что, например, можно будет запрограммировать автомобиль на поездку в Шаббат? Это вопрос. Стоит понимать, что любая программа потребует еще и принятия решения о том, что делать в экстренной ситуации – например, в случае угрозы жизни человека. И вот эти вопросы, несмотря на уровень автоматизации, может решить только человек. Это вопрос этики, морали, без которых технологии могут иметь губительное действие», — сказал раввин Гольдшмидт.