Фильм об известном писателе вышел в прокат. Режиссер рассказал о том, почему не взял Ивана Урганта на главную роль, об отношении к СССР и о вспыхнувшей моде на Бродского.
«Довлатов» произвел фурор на 68-м «Берлинале». Супруга Германа Елена Окопная «подстрелила» «Серебряного медведя», благодаря костюмам, интерьерам и в целом атмосфере «конца прекрасной эпохи». В прокате фильм собрал 98 миллионов рублей. Вскоре его планируют показать на Первом канале.
ОБАЯТЕЛЬНЫЙ И НЕПЬЮЩИЙ
- Алексей, поздравляю вашу семью с появлением еще одного кинопитомца - «Серебряного медведя».
- Спасибо. Думаем, Ленина награда - самая честная. Это максимум, на который мы могли рассчитывать, потому что основные призы получили картины, выбранные по политическим мотивам. И в этой ситуации наша награда говорит о кино как об искусстве.
- Где поставили «Медведя»?
- На полу рядом с тремя венецианскими «Львами» (за Бумажного солдата» и Garpastum).
- В Берлине знают, кто такой Довлатов?
- Да, и заинтересовались им еще больше. На следующий день после показа шел мимо фестивального центра и увидел молодых людей с книжками про писателя на немецком и английском языках.
- Какое его произведение любимое?
- Перечитал все. А также воспоминания Бродского и других людей о нем. И еще кучу литературы. И уже не могу отделить прозу от воспоминаний, стихи - от прозы, архивные материалы - от не архивных. Все это объединилось в одну большую странную книгу, которая во мне живет. Все это для меня - одно существо.
- Почему решили снять кино именно про Довлатова?
- Он не совсем такой, каким себя описывает - обаятельный и пьющий. На самом деле он рано вставал, много работал, был напряженным. Нравится в нем парадоксальность. Сочетание несочетаемого. Хрупкость и нехрупкость. Наглость и ненаглость. Одиночество и любовь к семье. И внешность латиноамериканского красавца в холодном северном городе.
- Дочь писателя Екатерина, с которой дружите, на вас повлияла?
- В какой-то степени - да. Мы общались и вдруг задумались о фильме.
- Почему на главную роль утвердили сербского, а не российского актера?
- Показалось, что может быть хорошо, если сыграет человек немножко «не отсюда».
- Чем же Иван Ургант, который проходил пробы наравне со всеми, не приглянулся?
- Он очень старался. Интеллигентно, без всякой звездности себя вел. Но существовала опасность, что это будет Ургант, который играет Довлатова. Могли случиться ненужные аллюзии, наслоения одного известного человека на другого. И один другому мог повредить.
Милана Марича же никто не знает. Он похож на тридцатилетнего Довлатова. И ментальность у сербов в каких-то моментах близкая к нам. Там за городом приходишь в ресторан и видишь что-то родное. Вспоминаешь, что и в конце 90-х сербы, как и русские, сидели, сжавшись. К тому же Лена с Катей (жена и дочь Довлатова. - Ред.) одобрили кандидатуру Милана.
- Будучи российско-белорусским изданием, мы не можем не поинтересоваться Евой Герр, которая играет дочь писателя. Ведь в ней, помимо персидской, немецкой и еврейской, течет белорусская кровь. Где нашли чудесную девочку?
- Долго, много месяцев искали. В конце концов ее посоветовала второй режиссер Наташа Калашникова, которая отдыхала с мамой Евы. Она умная, талантливая, непосредственная, обаятельная. С хорошим лицом. Дети-актеры бывают избалованными, а Ева совсем не капризная. В ней нет ни грамма жеманства.
- Нет опасений, что ваше кино будут сравнивать с «Концом прекрасной эпохи» Говорухина, где в центре внимания тоже Довлатов?
- Нет. Тем более у нас совершенно разные Довлатовы.
- Было время, когда любой дворник дядя Вася на вопрос о том, какая у вас любимая книга, отвечал «Мастер и Маргарита» Булгакова, любимым певцом считал Высоцкого. Сейчас в моду у массовой публики вдруг вошел Бродский. Почему?
- Может, потому что великий поэт? Конечно, хорошо, что и ему, и Довлатову сейчас посвящают мероприятия. Ставят памятники. Такая печальная русская традиция, но лучше бы это делали при жизни.
Беседовала Евгения Заболотских
Источник: Союзное Вече