«Последнему из родни»: судьба человека сражавшегося за Израиль

В Израиле сегодня вспоминают солдат павших за страну. Вспомним же и мы об одном из них…

Еврейский малыш из Польши Меир Лау пережил Бухенвальд. Его опекал старший брат Нафтали. Когда уже после освобождения лагеря американскими солдатами, в ожидания исхода, Нафтали тяжело заболел, то поручил заботиться о младшем брате молодому польскому еврею из Радома Шалому Тепперу.

Для 8-летнего Меира все закончилось хорошо. Спустя годы он стал главным раввином Израиля.

Ожидал исхода и Шалом Теппер. По прошествии месяца выжившие узники-коммунисты Бухенвальда решили построить временный мемориал шестьдесят одной тысяче погибших. В надписи на монументе упоминались "русские, поляки, французы, бельгийцы, датчане, испанцы и итальянцы". Про евреев ничего сказано не было, поскольку коммунисты хотели подчеркнуть собственные страдания от нацистов, в которые евреи не вписывались.

Шалом Теппер не мог этого стерпеть. Он достал красную краску и кисть, и над списком жертв вписал слово Juden. Шалом не знал точного количество еврейских жертв и нарисовал против надписи звезду Давида. Свежая краска в нескольких местах потекла и несколько букв нижних надписей оказались замазанными.

Представители других пострадавших народов пришли в бешенство и избили Теппера до полусмерти. Через несколько часов после того как монумент был воздвигнут, Нафтали нашел Теппера у его подножия в луже крови.


Шалом Теппер


В 1946 г. Шалом Теппер эмигрировал в Палестину и в 1948 г. сражался в Войне за независимость. Он был убит в сражении с египтянами под аль-Фаллуджей, на северо-востоке Газы, вместе с еще 89 бойцами Хаганы.

Теппера похоронили на кладбище Нахалат Ицхак. Он был единственным пережившим Холокост из своей семьи, и могилу его некому было навещать. Долгое время единственным человеком, ежегодно приходившим читать Кадиш на могилу Теппера, был Нафтали Лау.

В 2004 г. на аллее, соединяющей  Яд ва-Шем с горой Герцля, воздвигли мемориал "Последнему из родни" – тем, кто единственный из всей семьи остался в живых во время Холокоста, и кому суждено было погибнуть в Войне за независимость. Среди высеченных на нем имен – имя Шалома Теппера.

Совместные страдания – не повод для человечности.

Но Израиль жив.

Автор: Юрий Табак
Похожие статьи