Королевский дом Марокко помнит своих евреев

Марокканские евреи живут по всему миру. Больше всего их в Израиле, куда, начиная с 1948 года, переехало 260 тысяч человек, чье потомство удвоило, а то и утроило эту цифру. В немалом количестве их можно найти и в Америке, из которой они часто выезжают в двух направлениях – в Израиль и в Марокко. За последнее десятилетие еврейский туризм в арабское королевство составляет ежегодно не менее 75 тысяч человек.
Израильтяне могут посещать Марокко в определенное время года при наличии въездной визы. А королевство, в котором осталось всего несколько тысяч евреев, не перестало вспоминать и ценить своих евреев в других странах.

Последним примером этих воспоминаний стало письмо. Но не просто письмо. А на фирменном бланке марокканского посольства в Вашингтоне. И не просто на бланке, а написанное Ее Королевским Высочеством, принцессой Лаллой, бывшим послом в Великобритании и кузиной короля Марокко. Да еще по какому поводу: ежегодной годовщины смерти (ивр. «илула») величайшего святого марокканских евреев – раввина Масуда Абу-Хациры, основателя знаменитой раввинской династии, деда не менее известного Баба-Сали, и прадеда ныне действующего израильского раввина Баба-Баруха. Иными словами, для марокканских евреев Масуд Абу-Хацира – то же самое, что для хасидов-ашкеназов – Бааль Шем-Тов.

Письмо было доставлено руководителям Сефардской федерации Америки генеральным консулом королевства Марокко в Нью-Йорке Мохамедом Бенабделджалилем, который присутствовал на торжественной поминальной службе в честь раввина Масуда в синагоге на Вест-Сайд в Манхэттене.

В этом письме принцесса Лалла Джумала Алауи передает свои «самые теплые пожелания от королевской семьи и народа Марокко по случаю празднований в память раввина Масуда Абу-Хациры. В королевстве помнят величие семьи Абу-Хацира и то благословение, которое она принесла и продолжает приносить стране.

Еврейское наследие Марокко продолжает оставаться неотъемлемой частью нашей жизни и нашей идентичности. Его Величество король Мохаммед VI стремится следовать по стопам своих предков и не жалеет усилий для сохранения этого общего наследия. Это наследие –  предмет нашей гордости, свидетельствующий о сохранении традиций марокканских евреев и за пределами страны. Я желаю общине доброго здравия и дальнейших успехов, и надеюсь в скором времени приветствовать вас в Марокко».

Письмо, по мнению многих, свидетельствует о развивающейся динамике изменения отношений арабских стран к еврейской общине региона, которая, возможно, отразится и в потеплении отношений с Израилем.

Израиль официально не признан Рабат-Амоном, что является частью более широкого бойкота страны Лигой арабских государств. Но периодически всплывают сообщения о тайных контактах между двумя странами, особенно, на уровне служб безопасности.

Написав о предках и наследии, хорошо образованная принцесса определенно знала главные вехи еврейской истории в Марокко, в которой королевское благоволение всегда играло не последнюю роль. В 1940 году король Мохаммед V спас евреев от депортации, запланированной режимом Виши. В 1974 году король Хасан II обратился к евреям в Израиле с призывом «вернуться домой». Его сын, нынешний король, пока не позволяет себе прямых и открытых связей с Израилем, но хорошие отношения вполне можно поддерживать через Америку при посредстве тамошних марокканских евреев, которые вносят в это дело свой вклад.

Так, в 2010 году Сефардская федерация Америки широко отметила – вслушайтесь! – две тысячи лет еврейской жизни в Марокко, по поводу чего она передала в подарок королю роскошный семисвечник с надписью «Его Королевскому Величеству Мохаммеду VI с восхищением и благодарностью».

Первые две тысячи лет марокканские евреи прожили в Марокко, где им было вовсе не сладко. Надо думать, следующие две тысячи лет они проживут в других странах, наезжая в Марокко с детьми и внуками, чтобы те увидели, откуда они происходят. А пока король Марокко и его семья продолжат благоволить к евреям, поздравлять их с праздниками и, может быть, в следующий раз принцесса Лалла напишет не американским, а израильским выходцам из Марокко, чтобы тайные связи между двумя странами стали явными.

Максим Рейдер

Источник: Детали

Теги

Похожие статьи