|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Еврейский День Победы

Когда в поверженной фашистской Германии встречались солдаты стран-победителей: американцы, англичане, французы и советские воины, то общались они зачастую благодаря евреям. В Красной Армии и Армии США по полмиллиона, в других армиях антигитлеровской коалиции ещё полмиллиона — всего полтора миллиона евреев с оружием и в военной форме сражались на фронтах Второй Мировой войны. Так вот, идиш очень часто становился языком межнационального общения: евреи, которые находились в каждом армейском подразделении стран-победительниц, помогали их военнослужащим понимать друг друга. "Нам нужна одна Победа. Одна на всех..." — так позднее пел Булат Окуджава, чей день рождения выпал на День Победы.

Однако так произошло, что День Победы оказался не один на всех. Как получилось, что в СССР и в странах социалистического лагеря победу праздновали 9 мая, а во всем остальном мире — 8-го?

Вечером 6 мая 1945 года в ставку командующего силами западных союзников в Реймсе был приглашён начальник советской военной миссии в Париже генерал Иван Суслопаров. Генерал Эйзенхауер сообщил ему о прибытии в Реймс германского генерала Йодля для подписания капитуляции перед союзниками, включая СССР. По просьбе Эйзенхауэра, который предложил Суслопарову подписать акт о капитуляции Германии от имени Советского Союза, тот немедленно передал в Москву предлагаемый текст и стал ждать. К моменту подписания, назначенному на 2 часа 30 минут 7 мая 1945 года разрешение не поступило. Суслопаров взял на себя ответственность и подписал документ от имени СССР. Только после окончания церемонии из Москвы пришёл ответ Сталина, запрещающий советскому представителю подписывать акт. Сталин настоял на новом подписании акта о капитуляции, что и было сделано в ночь с 8 на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте, где капитуляцию принял от имени СССР маршал Жуков. Суслопаров присутствовал на этой церемонии, здесь он узнал, что Сталин не имеет претензий к его действиям в Реймсе.

Шли годы. Праздничные даты, соседствуя, наполнялись разным значением. Если для Европы 8 мая — это освобождения от нацизма, то для нынешней России 9 мая — это день победы русского солдата и русского оружия над супостатом, пришедшим с мечом на советскую землю.

А что евреи? Случилось так, что с течением времени очень большой корпус ветеранов Великой Отечественной войны переместился в Израиль. Я желаю здоровья и долголетия всем фронтовикам, но есть такой медицинский факт, что колонна здравствующих красноармейцев, перешагнувших столетний возраст, будет ещё не один год выходить на праздник Победы именно в еврейском государстве. Не случайно в Израиле государство отмечает День Победы по советской традиции — 9 мая.

И вот три года назад,  в канун 70-летия Великой Победы, появился ещё один праздничный день — 26 ияра. По инициативе лидера горских евреев, бизнесмена и филантропа Германа Захарьяева и с благословения главных раввинов Израиля в традиционном еврейском календаре появился праздничный День Спасения и Освобождения, ибо 9 мая 1945 года выпало на 26 ияра 5705. День Победы на фашизмом встал в один ряд с ранее установленными нашими мудрецами Пуримом и Ханукой, а также более поздним Днём Катастрофы и Героизма, отмечаемым на шестой день годовщины восстания в Варшавском гетто, но именно по еврейскому календарю.

В чем смысл выделения праздника Победы в отдельный еврейский религиозный праздник? Ну, во-первых, это, разумеется, знак признательности советскому солдату и советскому народу, сокрушившему абсолютное, с еврейской точки зрения, мировое зло. Во-вторых, это приобщение к празднику мудрецов Торы, раввинов и прихожан синагог во всем мире, что позволяет не забывать о глобальной значимости этого праздника.  

И, наконец, по моему скромному разумению, есть в особом еврейском праздновании Дня Победы на фашистской Германией вот какой смысл. Наши мудрецы учили нас не подражать обычаям других народов, избегать всего того, что может быть похоже на языческие радения. К сожалению, чем дальше мы от главной трагедии ХХ века, тем чаще случается, что день ее окончания празднуется в таких формах, которые для кого как, но для религиозных евреев точно неприемлемы, хотя и они считают своим долгом отдать дань памяти всем, кто этот день «приближали, как могли». Таким образом теперь есть в еврейском календаре день, когда ни с кем не споря, никого не попрекая, евреи могут по-своему вознести молитву Всевышнему за спасение и освобождение и зажечь свечи. Огонь, как знак памяти, присутствует во многих национальных и религиозных традициях, и, может быть, еврейский поминальный огонь, как когда-то, родной язык еврейских солдат, поможет детям разных народов понять друг друга.

Похожие статьи