Рукотворное искусство Давида Черкасского

Популярный сценарист, режиссер и художник-мультипликатор, рассказывает о жизни своей и своих персонажей. Этот веселый, добрый, энергичный, остроумный человек всегда был закулисным персонажем, его никто не узнавал на улицах. Ситуация изменилась лишь после выхода на украинском телевидении юмористической программы «Золотой гусь». Хотя сам Давид Янович уверяет, что ему всё равно, оборачиваются ли на него встречные прохожие, признают в нем известную личность или нет. Нашему собеседнику 86 лет, но его задору, оптимизму, легкому и веселому нраву, компанейскому характеру и  увлеченности профессией можно только позавидовать.

– Давид Янович, расскажите, пожалуйста, о своих родителях и  о  том, что вспоминается из детства.

– Мои родители жили в Киеве. Мама поехала меня рожать в городок Шпола, к своим родителям, а через месяц вернулась в  украинскую столицу, была до войны домохозяйкой. Отец, замнаркома юстиции Украины, ушел на фронт в 1941 году и вернулся в  1946-м. О  войне он говорил мало, как и  многие ветераны… я понимал, что эти воспоминания ему неприятны. Мы с мамой войну провели в  эвакуации в городе Чкалове, на Урале, сейчас это Оренбург, а  потом – в Куйбышеве, нынешней Самаре. Голода я не помню, хотя всё время хотел есть. В памяти остались первые фильмы, которые тогда смотрел, и то, как началось мое активное увлечение рисованием. Учился в  школе сначала в Киеве, и тогда даже не знал, что я еврей, а потом мы уехали в эвакуацию, и  там мама с тетей говорили между собой на идиш, вот так и выяснилось, кто я есть. В Чкалове сначала ничего не знали о евреях вообще, а потом начали волноваться по этому поводу, называли меня жиденком. Но дальше обзываний дело не пошло. Причем уверен, когда ребята дразнили меня этим обидным словом, они сами не понимали его значения.

– Как пришли в мультипликацию?

– Началось с  первых книг, которые я прочел в эвакуации. А это были «Дон Кихот», «Остров сокровищ», «Приключения капитана Врунгеля»  – всё то, что в  будущем я экранизировал, что принесло мне народную любовь и небольшую славу. Ну и  увлечение с  детства рисованием и  мультипликацией. И  хотя я хотел плотно связать с  этим свою жизнь, вначале пошел учиться на строителя. После окончания Киевского инженерно-строительного института недолго трудился инженером в  киевской проектной организации «Проектстальконструкция», а в 1959-м пришел на студию «Киевнаучфильм» в  новое, открывающееся отделение мультипликации, и меня, к счастью, приняли. При всём при этом, сам о том не зная, я шел по стопам почти всех великих мультипликаторов — почему-то большинство из них вышли из строительных или архитектурных факультетов. Была в моей жизни и практика в Москве, на студии «Союзмультфильм». Так я начал работать в  мультипликации и  остаюсь в этой области до сих пор — правда, сегодня рисую не мультики, а компьютерные игры.

– А из созданных вами мультипликационных работ какие вам больше по душе?

– Люблю свой мультик «Доктор Айболит», потому что там — блестящая музыка, это моя любимая картина. А так они все мне нравятся, они мне как дети.

– Как относитесь к тому, что сейчас дети видят на экранах много ярких и запоминающихся мультиков, не нарисованных вашими коллегами, а  созданных компьютерами с  помощью специальных технологий?

– Отрицательно отношусь, ведь мультипликация — это рукотворное искусство, это когда ты сидишь и рисуешь на листе бумаги… Так создается совсем иная картина, абсолютно другой, манящий, восхитительный мир!

– А свободное время как проводите? В Киеве много красивых прогулочных зон, парков…

– Обожаю проводить время вне работы там, где можно посидеть, выпить, поговорить с  друзьями. Я  очень общительный человек, совсем не домосед, у меня огромное количество приятелей. Чаще всего предпочитаю кафе и рестораны. Доехал до столика, приземлился, сел, поговорил с  товарищами, выпил, закусил и уехал. Никаких парков! В Киеве, к  сожалению, очень мало театров, и я там почти всё пересмотрел.

– Ваших персонажей часто озвучивал Армен Джигарханян...

– Да, с Джигарханяном мы подружились во время работы над мультиком «Остров сокровищ». Армен Борисович одарил меня огромной волной вдохновения, приливом необычайной творческой энергии. От его голоса карандаши буквально сами бросались рисовать. Ведь анимацию и персонажей мы придумывали под конкретный голос. И всё это было очень легко и весело, мы работали очень быстро, слаженно, не напрягаясь, в  едином органичном тандеме. Съемки проходили в  ночное время, на «Научфильме», в отделе «Анимафильм». В  каждой из трех кабинок сидели звукорежиссер и  актер, а я должен был все такие ячейки снабдить водкой и закуской. Ребята выпивали глоток зелья, и  начина- лось… (Смеется)

– Что пожелаете нашим читателям?

– Пожелаю им радоваться жизни — это самое главное, потому что дни пролетают быстро, и надо уметь от каждого прожитого мгновения получать огромное удовольствие. Очень важно, чтобы была любимая работа. Если она есть, считайте, жизнь удалась!

– А как же оплата? Она не важна?

– Для меня этой проблемы никогда не существовало — хотя я всегда получал очень мало, но был горяч, молод и умел быть счастливым, несмотря ни на какие трудности. Сейчас получаю побольше, но в моей жизни ничего не изменилось. Оплата  это третье или четвертое, куда важнее — счастье и удовольствие от любимого дела! Конечно, хорошо, когда труд ценят, но у нас, мультипликаторов, зарплаты всегда были крошечными…

– И при этом вы как-то выживали?

– Ну, это совсем не то слово, мы вовсе не выживали... Мы именно жили, причем замечательно! Кутили на полную катушку… Не знаю, наверное, это всё мой беспросветный оптимизм, который мне подарили родители, моя душа постоянно радуется и поет!

Беседовала Яна Любарская

 

 

Похожие статьи