Леонид Млечин: «Прошлое интересует гораздо больше настоящего…»

Интерес нашего народа к своей истории постепенно набирает новые обороты. Леонид Млечин, не позволяющий нам забыть события прошлого, умело облекая их в свои захватывающие книги и видеохроники, хорошо известен среди россиян. 

Поклонники таланта нашего героя пристально следят за его встречами с читателями, за выступлениями, новыми передачами и печатными изданиями. Благодаря его интереснейшим документальным фильмам, где журналист умело соединяет исторические хроники с игровыми кадрами, мы узнаем тайны и секреты прошедших эпох, роковых человеческих судеб и неординарных поворотов исторических событий. Популярный историк, писатель, публицист, телеведущий, теледокументалист, международный обозреватель, трижды лауреат телевизионной премии «ТЭФИ», член Союза писателей, член Общественного совета Российского еврейского конгресса, Леонид Млечин сегодня готовит к изданию новые книги. Он очень не любит громкие тусовки и шумные презентации, переживает, когда его «вырывают» из его уютного мирка и куда-то приглашают. Лучшим занятием для него является тихая загородная писательская жизнь, не отвлекающая от главного –создания новых книг и фильмов. Обо всем этом – в нашей беседе.

– Леонид Михайлович, я заметила, что очень часто в ваших фильмах, к историческому видео, к документальным хроникам, добавлены множественные игровые сюжеты, построенные на высшем режиссерском уровне, причем все это очень умело комбинируется. Почему это происходит?

- Я поклонник документальной хроники. Но беда в том, что ее немного. Рассказываю о событиях, которые не были запечатлены кинодокументалистами. Поэтому приходится воссоздавать обстановку того времени, чтобы зритель лучше понимал прошлое.

- Знаю, вы раньше работали на канале ОТР. Сегодня, вы все там же?

Да, я работаю на канале ОТР, как и раньше, с приходом нового года – в моей жизни ничего не изменилось! ( смеется * ) Мы по-прежнему снимаем циклы исторических программ. В данный момент готовим несколько фильмов, связанных с последним периодом жизни Сталина. Программа, посвященная годовщине убийства Соломона Михоэлса, уже вышла в эфир. В феврале зрители увидят еще три программы, посвященные последним сталинским годам.

- Недавно вы выступали в Еврейском культурном центре. С какой темой?

В ЕКЦ я рассказывал о годовщине шестидневной войны, о ее ходе и последствиях. В прошлом году исполнилось полвека этому событию.

- И каковы же последствия, на ваш взгляд?

- До шестидневной войны, Израиль представлял собой маленькое, тихое, малозаметное государство, где не свирепствовал терроризм, но и особых перспектив у Святой Земли тогда тоже не было. Война совершенно изменила положение Израиля. С одной стороны, государство стало заметным на мировой арене, это сильно подтолкнуло его экономическое развитие, привело в него новых людей, а до 1967 года казалось, что эмиграция ( алия ) закончилась. А она лишь увеличилась. С другой стороны, события 1967 года привели к международному терроризму, из-за которого страдает весь мир, и этот год стал очень серьезным и переломным в судьбе Израиля. Последствия, одним словом, были очень многообразные, и на встрече я об этом самым подробным образом рассказывал.

- История сегодня популярна?

Да, у нас в стране множество людей интересуются историей, хотят знать, как и что происходило. А мы стараемся рассказывать о прошлом - увлекательно, интересно, чтобы не было скучно. Я и сам, как вы понимаете, очень люблю историю, прошлое меня интересует гораздо больше настоящего. История – это серьезная наука, никакие вольности и отклонения тут, как и в других точных науках, недопустимы.

- Как обычно проходит ваш рабочий день? И как мотивируете себя к действию, если нет вдохновения?

Утром сел за письменный стола, а вечером встал. Иногда приходит вдохновение, иногда не пишется. Тогда выполняю техническую работу, которой также навалом: что-то выписываю, ищу, редактирую тексты. Когда есть вдохновение – пишу. И так весь день. Встал, ноги - в тапочки, и я уже на работе, потому что мой письменный стол рядом с кроватью. Я от природы – очень ленивый человек. Другие успевают за день переделать тысячу дел, я все сижу и сижу за столом.

- Значит, все ваше время вы проводите дома?

Отнюдь нет. Я постоянно езжу, в прошлом году, например, у меня было 20 командировок. Это или съемки, или конференции, или телевизионные конкурсы. К сожалению, я мало что вижу в таких поездках, поскольку с утра до вечера – сплошные дела. Много провожу времени в самолете, потому что у нас в России большие расстояния, и я часто летаю на Дальний Восток. В полете или читаю книгу с карандашом в руке, или правлю рукопись.

- С кино – понятно. А какие новые печатные издания готовите?

Сейчас должны увидеть свет две книжки, они уже на выходе. Одна называется «Брат вождя», это политический детектив, посвященный Северной Корее. Вторая – это семейная книга, история нашей семьи на фоне русской истории последнего столетия. Это воспоминания моего дедушки, моего отца, мамы и немного моих. Они все написали о себе и об эпохе, я все это бережно собрал, отредактировал и снабдил комментариями. Повествование начинается с революции, в которой участвовал мой дедушка, с Гражданской войны, с тех событий в стране, которые изменили судьбу России и моей семьи. Родственников, дальше моего прадедушки, я не знаю. Прадед был плотником, неграмотным, жил в Витебске. А вот его сын, мой дедушка, участвовал в революции, получил образование.

- Наверное, с выходом книги вам придется много встречаться с читателями в книжных магазинах, освещать данное событие…

Если честно, всю эту шумиху вокруг выхода новой книги, не люблю, но если издательство очень просит, трудно отказать. Минимум в один книжный магазин – точно придется сходить. Говорю «придется», потому что больше всего люблю сидеть за столом и водить пером по бумаге.

- Леонид Михайлович, а почему вы издали книжку о своей семье лишь сейчас, а не раньше?

До всего надо как-то дозреть. Я нахожусь в том возрасте, когда стало, наконец, понятно, как это сделать. Вы правы, давно можно было издать, но уверен, что сегодня - самое время.

- Вам нравится жить загородом? И как проводите свободное время?

Это вынужденное, у меня когда-то было воспаление легких, которое я не заметил. Потом врачи спохватились и потребовали, чтобы избавился от бумажной пыли. А как этого добиться, если квартира завалена книгами, документами, газетными вырезками?!! А на даче все бумаги сложили в одну комнату с плотно закрывающейся дверью. Плюс загородной жизни в том, что у меня минимум соблазнов, ничего не отвлекает, сижу и работаю. Но есть и минусы, из-за такой, немного моей отшельнической жизни, я почти перестал видеть своих хороших друзей. А свободного времени у меня почти нет.

- Вы верите в Б-га?

Я – атеист, вырос в коммунистической семье с соответствующими представлениями о жизни.

- Вы много выступаете перед самыми разными людьми. Еврейские и нееврейские слушатели как-то отличаются для вас?

Еврейская публика отличается от любой другой лишь характером вопросов. Поскольку я дальнозоркий, то в любом зале, даже самом большом, я всегда вижу, что людям интересно, а что нет.

- А для вас это так важно?

Конечно! Ощущение востребованности – главное для человека моей профессии. У меня есть твердые представления о том, что и как я должен делать. И если я убеждаюсь в том, что это также необходимо моим зрителям, слушателям и читателям, я счастлив.

- Мне известно, что ваша супруга – тоже журналист, она помогает вам в создании документальных фильмов. А есть ли у вас дети?

У меня есть сын, это четвертый Млечин, который занимается журналистикой. И есть совсем маленькие Млечины, которые, возможно, тоже выберут эту профессию, но пока они только учатся читать, это мои внуки. Сын, кстати, тоже работает на телевидении.

- Вы даете ему профессиональные и жизненные советы?

Мои представления о жизни сформировались под влиянием моего дедушки и отца. Но это были советские времена, канувшие в Лету. Поэтому я стараюсь советов не давать. Молодые люди лучше знают, как им лучше жить в современном мире.

- Что планируете делать в ближайшее время?

Глагол «делать» я признаю только в совершенной форме, поэтому о своих планах и том, что собираюсь предпринимать, никогда не говорю. Самое ужасное — обещать и не сделать.

- О чем мечтаете?

Дождаться правнуков…

Беседовала Яна Любарская

Похожие статьи