Зов Сиона и времена Катастрофы

Цель «окончательного решения» еврейского вопроса не ставилась нацистами изначально, хотя от евреев им очень хотелось избавиться...

И на первых порах упор делался на поддержку эмиграции евреев из Германии. В результате задачи нацистов, желавших очистить страну от еврейства, и сионистов, ратовавших за переселение евреев в Палестину, парадоксальным образом, смыкались. 

Через шесть месяцев после прихода к власти нацистов, в 1938 г., Сионистская федерация Германии обратилась с меморандумом к новому правительству, в котором рассматривались вопросы германско-еврейских отношений и предлагалась помощь сионистов в решении вопроса с евреями. И нацисты охотно пошли навстречу этому пожеланию. Вопреки Нюрнбергским законам, все более ужесточающимся условиям жизни евреев, до конца 1938 г. сионизм в Германии, как ни странно, процветал. Тираж органа Сионистской федерации, газеты "Юдише Рундшау" вырос во много раз, в тот же период публиковалось множество сионистских книг. 

Сами нацисты призывали оказывать как можно более широкую помощь сионизму, как наилучшему способу поощрения эмиграции германских евреев в Палестину. Нацисты одобряли все, что могло повысить еврейское самосознание – создание еврейских школ, спортивных ассоциаций, еврейских культурных организаций. Были организованы школы и лагеря, готовящие молодых сионистов, аграрные фермы-кибуцы, готовившие молодых евреев-сионистов к новой жизни в Палестине. 


Аграрный центр-коммуна в Аренсдорфе, 1937–38 гг.

Даже в 1940-1941 гг. германские власти косвенным образом содействовали эмиграции в Палестину. В дальнейшем же, когда "окончательное решение" уже вовсю выполнялось, в Германии по-прежнему существовали подпольные сионистские группы, проводившие свои семинары и даже учения с выездом на природу. 


Сионистская группа Хаг халуци в Грюневальдском лесу, июнь 1943

Но уж совсем поразительно то, что до начала апреля 1943 г., по крайней мере, одна сионистская организация действовала официально – коммуна-киббуц движения "Хахшара" в Нойндорфе, под Берлином. В ней трудились около 60 молодых людей и тридцати более старших сионистов. 


Шавуот, июнь 1943

Но разумеется, трагический конец был уже не за горами. 7 апреля 1943 г. власти приказали членам коммуны готовиться к депортации. В тот вечер, в последний раз надев одежду сионистской бело-голубой расцветки, они собрались на свой последний "фанненаппель" – церемонию поднятия флага. Были внесены флаги уже закрытых сионистских коммун Аренсдорфа, Хавельберга и Эссена. Один из руководителей коммуны, Герберт Гровальд, разрезал флаг Аренсдорфа на 12 кусков и раздал двенадцати хаверим и хаверот – присутствующим здесь членам коммуны Аренсдорфа.
8 апреля 1943 года вся коммуна была отправлена в сборный пункт в Берлин, где молодые сионисты провели последний Шаббат для всех узников. В следующий понедельник, 19 апреля 1943 года, их депортировали в Освенцим. 


Аннелиз-Ора Борински в киббуце Мааян Цви, весна 1976

Одна из трех молодых руководителей Аренсдорфа, Аннелиз-Ора Борински, пережила Освенцим и привезла свой кусок флага в Палестину, где она жила в киббуце Мааян Цви, на севере Израиля, до своей смерти в 1997 г. Эта реликвия сейчас хранится в Еврейском мемориале в Берлине. Она писала в своих воспоминаниях: "Мы пели наши песни, и гестаповцы слышали нас. Если бы они могли что-то понять, то стали бы смеяться над глупцами, которые в такой ситуации поют: "Мы создаем новый сильный народ! И да будет слава евреям! Мы за свободу, равенство и справедливость!"

Юрий Табак

Похожие статьи