|
Пресс-служба СТМЭГИ

Алина Брикман: «Антисемитизм мутирует с течением времени»

Интервью СТМЭГИ с президентом Европейского союза еврейских студентов Алиной Брикман.

- Расскажите, пожалуйста, о деятельности руководимой вами организации. Какие задачи ставятся перед ней?

- Европейский союз еврейских студентов (ЕСЕС) является плюралистической, всеобъемлющей и беспартийной организацией. Мы поддерживаем еврейские студенческие союзы по всей Европе и представляем своих членов в международных институтах и организациях. Мы работаем в 35 странах, от Венгрии до Скандинавии и Соединенного Королевства, то есть на территории, на которой проживает более 160 000 молодых евреев.

ЕСЕС предусматривает жизнеспособную, устойчивую жизнь для еврейского сообщества в Европе с сильной молодежью, привлечением студентов, чтобы использовать социальную ответственность и вносить еврейский вклад и перспективу в европейское общество в целом.

Наши программы включают в себя пропагандистские тренинги. Мы приглашаем активистов из разных стран Европы, чтобы они познакомились с институтами ЕС, а также с Советом ООН по правам человека; семинары по созданию потенциала для наших профсоюзов-членов, межкультурные и межконфессиональные семинары с мусульманскими и цыганскими общинами, а также наш ежегодный Летний университет (или просто Summer U) - крупнейшее еврейское молодежное мероприятие в Европе за последние 35 лет.

Помимо программ, которые мы проводим, мы являемся также организацией по защите интересов Европейского парламента, мы консультируемся с Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, поддерживаем консультативный статус в ООН в Женеве, работаем с координатором Европейской комиссии по борьбе с антисемитизмом, а также сотрудничаем с Европейским молодежным фондом Совета Европы. В этой связи мы пытаемся преследовать конкретные интересы, реализовать приоритеты и ценности молодых европейских евреев.

- Как вы оцениваете ситуацию с антисемитизмом среди европейской молодежи?

- Антисемитизм - явление сложное. Он мутирует с течением времени, имеет разные проявления в соответствии с местными реалиями. Может быть откровенным или очень тонким.

Если мы должны классифицировать, мы говорим о трех основных антисемитизмах - неофашистском, крайне правом антисемитизме; левом антисемитизме, часто проникающем через движение BDS, и антисемитизме, исходящем от мусульманской общины.

Все виды антисемитизма отвратительны, все они опасны, если их вовремя не остановить. В настоящее время мы возлагаем большую надежду на создание коалиционных и образовательных инициатив. Антисемитизм, вызывающий крайнюю тревогу, сопровождается огромным разнообразием настроений ненависти, ориентированных на всех, от иммигрантов до членов ЛГБТ-сообщества и этнических меньшинств. Мы видели, как кандидаты-популисты набирают силу в Австрии и Польше, в Венгрии и Соединенном Королевстве. Выборы в Европейский парламент, которые должны состояться в 2019 году, — это своевременная возможность для социальной солидарности, для того, чтобы уязвимые группы объединялись и требовали контроля в обществе за антисемитскими настроениями.

Конечно, наибольшую тревогу  вызывает левый антисемитизм, рост которого мы в последнее время наблюдаем. Еврейское студенческое движение (ЕСД) всегда было прогрессивным пространством, ориентированным на либеральные ценности. Поэтому очень больно видеть, что еврейские студенты, которые поддерживают Лейбористскую партию Великобритании, из движения исключаются. Поскольку сионизм все чаще называют разновидностью расизма, еврейские студенты, которые поддерживают право Израиля на существование, все чаще подвергаются обструкции. В то же время жалобы евреев на дискриминацию снимаются с повестки дня. То есть евреев меньше всех считают уязвимым населением, хотя они и есть население, более подверженное угнетению. 

- Еврейская молодежь чаще всего сталкивается с антисемитизмом в университетах. Есть ли у вас конкретные сведения об этих вузах?

- Университетские кампусы — одни из самых плодородных центров для левого антисемитизма. Некоторые из самых престижных университетов Европы, в Великобритании и Франции (SOAS, UCL, Sorbonne), в этом смысле столкнулись с серьезными проблемами. На большинстве университетских территорий вы увидите опасную составляющую антисемитизма, исходящую от антиизраильских настроений. Отсутствует знание и открытость, которые необходимы для обсуждения этой эмоционально напряженной темы. Это еще больше углубляет разделение. 

- На ваш взгляд, есть ли единый «рецепт» против антисемитизма?

- Говоря о борьбе с антисемитизмом, я подразумеваю два компонента: с одной стороны, работать, чтобы бороться, но вы также хотите работать над тем, чтобы еврейская идентичность европейского еврейства не была уничтожена. Ведь в нашем случае еврейские студенты остаются гордыми и связаны с их еврейской идентичностью. Для этого одна из проблем, которой мы уделяем наибольшее внимание, — это позитивное программирование. Наш Летний университет лучший тому пример. В течение одной недели почти 400 евреев из более чем 30 стран объединяются, говорят о строительстве сообщества, исследуют иудаизм, обмениваются передовыми методами, учатся у разных ораторов, танцуют, поют, плавают и наслаждаются жизнью и общением. Эти 400 евреев покидают летнее мероприятие с повышенным чувством принадлежности к мировой еврейской общине и желанием и дальше в этом участвовать. То же самое касается наших тренингов: мы даем студентам рычаг, посредством которого их голос будет услышан по важным для них вопросам.

Как я уже упоминала, мы также занимаемся созданием коалиции, что, конечно, очень важный и приятный компонент нашей работы. 2 августа мы были в Освенциме с нашими друзьями и партнерами из Рима. Мы отмечали День памяти жертв Геноцида. Это невероятно обогащает наш обмен, выявляет совместные проблемы и позволяет нам работать над общими решениями, а также просто позволяет изучать другую культуру.

Совсем недавно мы стали частью проекта онлайн-мониторинга "Get The Trolls Out" ("Избавься от троллей"), где мы отслеживаем антисемитизм в Интернете и пытаемся противопоставить ему контр-аргументы.

- С какими сложностями сталкивается ваша организация в реализации проектов, связанных с борьбой с антисемитизмом?

- Очень сложно заставить людей понять, почему антисемитизм является важной проблемой. Превалирует мнение, что антисемитизм существовал в прошлом, в 30-е и 40-е годы. В то время как 8 из 10 немецких евреев идентифицируют антисемитизм как тревожную проблему, только оставшиеся 2 из 10 сделают то же самое. Таким образом, существует огромное расхождение во мнении между восприятием еврейского и нееврейского населения.

Учитывая многие насущные проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество, меньшинства в конечном итоге борются с теми же ресурсами и тем же небольшим пространством, чтобы заставить себя услышать. Иногда трудно ориентироваться в том, чтобы говорить об уникальных и конкретных аспектах антисемитизма и закреплять их в более широкой парадигме прав человека. В то же время это очень важно сделать.

Похожие статьи