11 июля 1883 года произошло историческое событие. Многочисленная американская еврейская общественность собралась на торжественный обед в Цинциннати.
Так должны были отметить десятую годовщину учреждения реформистского Союза американских еврейских конгрегаций, а также первый выпуск первых четырех раввинов в Хибру Юнион колледж – основанного в 1875 года реформистского учебного заведения, ставшего впоследствии крупнейшим учебным центром с отделениями в разных странах, из стен которых вышло немало выдающихся ученых в области иудаики.
На обеде присутствовали более сотни лидеров 76 конгрегаций со всей страны, члены Раввинской литературной ассоциации - предшественника Центральной конференции американских раввинов. Были приглашены гости из числа профессоров университета Цинциннати и представителей христианского духовенства.
Церемония началась в 14:30 в синагоге на Плам-стрит, где хор из пяти женщин и трех мужчин исполнил еврейские песнопения, прозвучали торжественные речи двух выпускников Хибру Юнион колледж, профессоров и пасторов. Потом длинная вереница автомобилей с гостями двинулась на вершину горы Адамс, где в Хайленд-хаус их встретила музыка большого оркестра.
Там и состоялся банкет. Официально гостей принимал Юлиус Фрайберг, сделавший состоянии на производстве виски Бурбон, и активный член многих общественных организаций в Квин-сити. Перед каждым гостем были элегантно разложены меню из 10 смен блюд, которое мы полностью и приведем:
1. Запеченные моллюски, херес Амонтильядо
2. Королевский консоме, вино Сотерн.
3. Говяжья вырезка с шампиньонами, крабы по-американски, салат из креветок, картофель Дюшес с соусом из омаров и креветок, вино Сен-Жюльен.
4. Свитбред а ля Монглас с зеленым горошком по-французски, вино Дайдесхайм.
6. Цыплята по-венски с соусом из спаржи, приправленные картофельной пастой, вино Панч Ромен.
Лягушачьи лапки в сливочном соусе с цветной капустой.
7. Волованы из голубей по-тирольски, салат де Сайтус, экстра-сухое шампанское G. H. Mumm.
8. Буше из домашней птицы a ля Режёр, оливки Кавив, голландские сардины, брисотены с томатным соусом и майонезом.
9. Мороженое в ассортименте, расписные торты и бисквиты.
10. Сыры, фрукты в ассортименте, черный кофе, коньяк Мартель.
Сразу обращает на себя внимание тот факт, что банкет не совсем кошерный. В этом и была фишка устроителей. Бурно развивающийся реформизм формировал свою идентичность, вырабатывая собственную богословскую программу и содержание религиозной практики. Часть важных исторических традиций иудаизма предполагалось сохранить, а целый ряд заповедей, по мысли реформистов, надлежало исключить. как продукты архаического сознания наших предков. Разумеется, не последнюю роль в этом процессе отводилась пересмотру диетарных ограничений, кашруту. В своем бурном энтузиазме реформисты полагали, что Всевышнего вряд ли волновали вопросы, станут ли евреи потреблять в пищу определенные виды саранчи или креветки. У Всевышнего, по их мнению, были более важные планы, связанные с избранным народом. Поэтому все диетарные ограничения поначалу отметались как плод исторического бытования наших далеких праотцев, давно потерявший актуальность. За единственным исключением – свинины. И не потому что Всевышний имел на свинину особые виды. Просто уж слишком прочно отказ от свинины вошел в историю евреев, освятив их веру. Не случайно во времена испанской Инквизиции евреев заставляли есть свинину в качестве проверки истинности их обращения. Кроме того, свинина была необычайно популярна у жителей Цинциннати и окрестностей. Город так и называли – "поркополис" ("свинино-город"). И отказ на банкете от свинины мог греть душу реформистов и как символ стойкости под напором соблазнов окружающей среды, и как символ связи с древней традицией, сочетающийся с религиозной свободой и разумом. Однако в стане реформистов уже несколько десятков лет царил разброд и велись неизбежные споры, какие заповеди и традиции надо аннулировать, а каким следовать. Касалось это и кашрута. На обеде же собрались все. Что и было целью отца-основателя американского реформизма рава Исаака Майера Уайза.
Банкет, который получил позже историческое название "трефного банкета", подогрел ситуацию: отсутствие свинины мало на что повлияло. Сохранилось несколько описаний банкета. Согласно одним, все гости восприняли меню благодушно. По словам же Генриетты Сольд, будущего выдающегося деятеля женского реформистского движения, ученого и переводчика, двое раввинов встали и покинули банкет, а трое других не притронулись к блюдам.
Исследователи до сих пор спорят, кто был идейным вдохновителем показательного банкета. Отвечавший за подготовку обеда Густав Линдеман держал в Цинциннати как еврейский, так и нееврейский клубы, и называл себя "просто евреем", вне каких-либо конфессиональных пристрастий. Позже его внучка написала, что "когда дедушка показал меню, рабби Уайз и члены организационного комитета меню одобрили и дали ему карт-бланш". Кроме того, она добавляет, что "дедушка, хотя и еврей, понятия не имел, какие будут гости и просто следовал инструкциям подготовить 'изысканную и дорогую еду' ".
Похоже, это соответствует действительности. Сам р. Уайз соблюдал дома кашрут – на этом настояла его вторая жена, дочь ортодоксального раввина. Поначалу он путался в показаниях, утверждая, что "повар, сам еврей, говорил о кошерной еде, и мы его так поняли... но почему-то он разбавил меню многоножками и моллюсками". Позже, однако, Уайз признал, что оргкомитет "добавил несколько блюд, запрещенных согласно еврейскому ритуальному закону". Однако он был из тех лидеров, что никогда не извиняются. Потом, когда молниеносно распространились слухи об историческом банкете, р. Уайз ответил критикам, что диетарные законы потеряли всякое значение, и высмеял критиков, определив устрицы как "океанские овощи", и иудаизм критиков обозвав "кухонным" и "желудочным". Уайза поддержали его верные сторонники в борьбе с "невежественными фанатиками", а "кухонному иудаизму" определили место, где ему положено быть, а именно "в антикварной лавке".
В любом случае гости и религиозная общественность резко разошлись во взглядах. Выдающийся раввин и ученый Кауфман Колер, сменивший позже Уайза в должности президента Хибру Юнион колледж, признал, что банкет был "грубейшей ошибкой", отметив, насколько "миряне не имеют понятий о религиозных вопросах". Еще одни выдающийся раввин и ученый Маркус Ястроу, автор знаменитого словаря, потребовал расследования недостойной деятельности Уайза и проверки его академических дипломов. Огня подбавили ортодоксальные раввины из Америки и Европы, смаковавшие безобразия, до которых докатились реформисты.
В любом случае, банкет окончательно разделил верхушку реформистов и послужил чуть ли не основным толчком к официальному оформлению более умеренного крыла в иудаизме, сравнительно с реформистским, которое потом получило название "консервативного", став, между прочим, основным источником академической учености в современном иудаизме.
А вообще креветки и устрицы делают историю. Профессор Джон Аппель сравнил "трефной банкет" и "гастрономический инцидент, породивший швейцарскую протестантскую реформацию в 1522 году" – тогда Джон Цвингли отстаивал право верующих есть мясо Великим постом (хотя сам при этом соблюдал традиционный католический пост, как и Уайз – кашрут).
Но в целом для широкой массы американских евреев ничего особо примечательного не произошло. По словам одного автора, "устрицы для американских евреев 19 века были примерно тем же, что китайская еда для их потомков в 20 веке". Ведь хорошо известна еврейская традиция в Америке посещать китайские рестораны на Рождество.